Исторические романы Михаила Загоскина
Михаил Николаевич Загоскин (1789-1852). Загоскин на литературное поприще вступил еще в 1815 г. как автор комедий и в течение ряда лет написал значительное количество пьес, пользовавшихся немалым успехом (“Богданов, или Провинциал в столице”, “Вечеринка ученых”, “Благородный театр” и др.). Но широкую известность ему принес его первый исторический роман “Юрий Милославский, или Русские в 1612 году”.
Пушкин отметил правдивость ряда картин и образов романа. “Г. Загоскин,- писал он в своей рецензии,- точно переносит нас в 1612 год.
Как живы, занимательны сцены старинной русской жизни! Сколько истины и добродушной веселости в изображении характеров Кирши, Алексея Бурнаша, Федьки Хомяка, пана Копычинского, батьки Еремея”.
Загоскину удалось передать некоторые черты народного быта. Рисуя в романе картину патриотического подъема народных масс, поднявшихся на борьбу за освобождение Москвы, захваченной поляками, Загоскин правильно освещает народное
Мало исторического и в характере Юрия Милославского. В сцене с паном Копычинским виден не столько молодой боярин начала XVII в., сколько дуэлянт-забияка из армейских офицеров 30-х годов XIX в. И возлюбленная Юрия, Анастасия, скорее напоминает барышню из провинции времен Загоскина, чем дочь знатного боярина начала XVII столетия. Психологию людей своего времени Загоскин переносит в далекое прошлое.
Любовь автора к таинственному, загадочному связана со стилем его романа. При заметном стремлении к верному изображению событий, при реалистичности в зарисовке отдельных эпизодов и деталей старинного быта Загоскин, несомненно, испытывал на себе влияние романтизма. Хотя писатель порой несколько иронизирует над воображением романтиков, тем не менее он в стиле баллад Жуковского описывает уединенный, полуразрушенный замок и рассказывает легенды о мертвых монахах, подымающихся из могил.
С другой стороны, Загоскин нередко впадает в выспренний дидактический тон, портящий живой и естественный язык романа.
Национально-патриотический подъем 1812-го и последующих годов нашел свое отражение в другом романе Загоскина – “Рославлев, или Русские в 1812 году”, но как в дурном зеркале. Писатель был искренним патриотом, однако консерватизм мировоззрения направил его патриотизм в сторону реакционно-охранительных идей. Последующие исторические романы Загоскина успеха не имели.
Откровенно реакционное освещение получила обстановка и события войны 1812 г. в романе Ф. В. Булгарина “Петр Выжигин” (1830). Булгарин рассыпается в верноподданнических похвалах самодержавию, “просветившему Россию” и явившемуся якобы источником победы ее над врагом. Роман направлен против передовой дворянской интеллигенции.
Главный герой романа – купеческий сын Петр Иванович Выжигин – идеализирован автором как истинный патриот, проявляющий чудеса храбрости, носитель всяческих добродетелей.
Первые романы Булгарина имели успех, явно не соответствующий их достоинствам. Факт этот свидетельствовал о потребности времени. Впоследствии Белинский не раз указывал на то, что популярность первых романов Загоскина и Булгарина своим источником имела все возраставший интерес читающей публики того времени к романам из русской жизни, в частности к эпическим произведениям на темы русской истории. Однако и реакционно-дидактические романы Булгарина, и проникнутые политическим консерватизмом романы Загоскина быстро утратили свою популярность.
В борьбу с ними вступает романтическая школа, представленная в творчестве Н. А. Полевого, А. Ф. Вельтмана, И. И. Лажечникова.
Большую смелость проявил в своих исторических романах Александр Фомич Вельтман (1800-1870), обратившись к временам Киевской Руси.
Исторический роман Вельтмана “Кащей Бессмертный, былина старого времени” (1833) имел большой успех: читателю того времени казалось, что произведение Вельтмана действительно воссоздает далекую русскую старину. Даже Белинский поддался воздействию оригинальной и причудливой фантазии Вельтмана. В “Кащее Бессмертном”, как и в другом своем романе о временах древнего Киева и Новгорода – “Святославич, вражий питомец. Диво времен Красного Солнца Владимира” (1835), сквозь романтическую фантазию Вельтман дает почувствовать дух времени, характер русской сказки и славянской мифологии, рисует поэтические картины древней Руси.
Широко использует Вельтман археологический и этнографический материал, образы и поэтику русской сказки. Он стремится также воссоздать язык и синтаксис XII-XIV вв.