Вопросы и ответы к былине А. К. Толстого “Правда”
С чем сопоставляет поэт правду в первой строфе стихотворения, напоминающей былинный зачин? Какой показалась правда семерым братьям, увидевшим ее “со семи сторон”? Как соотносятся рассказы братьев о правде с ее описанием в начале стихотворения?
Почему каждый из братьев “рассказывал правду по-своему”?
Поэт сопоставляет правду с высокими горами, широкими степями, синими морями, людными городами, дремучими лесами. Правда настолько необъятна и широка, сложна, что каждый из братьев увидел ее по-своему, со своей стороны.
Всяк
Рассказы братьев о правде соотносятся с описанием многоликости правды в начале стихотворения. Недаром говорится: у каждого своя правда.
Почему братья поспорили и “рубили друг друга до смерти”? Что они “наказывали” своим сыновьям, а сыновья – внукам?
Каждый из них боролся и защищал свою правду, считая другого обманщиком и не понимая, что правы могут быть все.
Своим внукам и правнукам они завещали “рубиться за правду за истину”.
Каков смысл “поучения”,
“Поучение” содержит в себе совет людям не совершать подобных жизненных ошибок.
Какие художественные средства, характерные для былины, использует Толстой в стихотворении “Правда”? Почему в стихотворении поэт использует былинные приемы? Назовите их.
Стихотворение обладает песенно-стихотворной формой, читается, как былина, нараспев и начинается былинным запевом. Толстой использует характерные для былины художественные средства: постоянные эпитеты (добрые молодцы, братья удалые, море синее), гиперболы (не объехать тебя сто лет), повторы.
Мерный былинный стих, для которого характерны анафоры (ты горами, ты степями), удлинение в окончаниях прилагательных (удалыих, торговыих), частое использование в глаголах возвратной частицы – ся, сочетается с многократными повторами, постоянными эпитетами, свойственными былине обращениями (“Ах ты гой еси, правда-матушка!”). Толстой использует в стихотворении былинную форму и былинные приемы, чтобы приблизить к нам героев далекой эпохи, дать почувствовать колорит времени, в котором создался былинный эпос, ощутить поэтику былинного текста.
- Вопросы и ответы к роману “Петр I” А. Н. Толстого 1. Как эволюционировала “петровская” тема в творчестве А. Толстого? В первых рассказах о петровском времени: “Наваждение”, “День Петра”, “Марта Рабе” – А. Толстой (частично под влиянием трактовки Петра как антихриста Д. Мережковским) создал отрицательный образ царя-ирода, фанатичного и жестокого правителя, силой насаждающего свои реформы. Главным его противником был народ. В романе личность Петра представлена противоречивой, […]...
- Вопросы и ответы ко второму тому романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Как Л. Н. Толстой понимал “настоящую жизнь”? Писатель считал, что настоящая жизнь людей с их заботами о здоровье, о воспитании детей, с их личными и служебными интересами, текла независимо от политики, взаимоотношений русского царя и Бонапарта. Но жизнь вскоре покажет, что это не так. События 1812 года, описанные в третьем томе романа, перевернут жизнь людей, […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. С. Высоцкого “Зарыты в нашу память на века…” Характеризуя прошлое, поэт искусно использует сравнения и метафоры. Как они передают отношение автора стихотворения к прошлому? Обратите внимание на то, что слово “прошлое” поэт употребляет четырежды, каждый раз создавая новый образ. В чем смысл развернутой метафоры пятой, шестой, седьмой и восьмой строф стихотворения? Как соотносится с этими строфами эпиграф? Художественные приемы показывают отношение поэта к […]...
- Вопросы и ответы к девятнадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Верите ли вы в то, что Николенька обдумывал все вопросы, которые перечислены в этой главе? Понятны ли вам его мысли и чувства? Автор сам предполагает, что читатели не поверят, что те вопросы, о которых он напишет в главе, были ему интересны в отрочестве. Назовем их: вопрос о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души. […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина “К сестре” Поэт обращается к сестре и обещает ей “пук стихов”. Как вы объясните, почему эти слова автор выделил в стихотворении? “Пук стихов” – это очень много стихов, которые лицеист обещает сестре. Он хочет удивить ее своей поэтической щедростью, поразить мощью своего таланта. Какие синонимы использует поэт, говоря о себе, о своей сестре? Он более говорит о […]...
- Вопросы и ответы к стихотворениям Н. А. Некрасова “Железная дорога” и “Есть женщины в русских селеньях…” Какова тема стихотворения “Железная дорога”? Как оно построено? Как вы думаете, почему разговор генерала с Васей как бы изъят из стихотворения и вынесен в эпиграф? Эпиграф по-своему формулирует главную проблему стихотворения, которое, по сути, является ответом на вопрос мальчика: “Кто строил эту дорогу?” Поэт доказывает, что ответ генерала лжив: не граф Клейнмихель, а народ – […]...
- Вопросы и ответы к роману Л. Н. Толстого “Война и мир” 1. Какие черты позволяют рассматривать Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого как эпопею? В романе “Война и мир” Л. Н. Толстого традиционные признаки эпопеи: изображение исторически важного для всей нации события – Отечественной войны 1812 года; широта охвата событий в историческом периоде от 1805 до 1820 года; многочисленность действующих лиц (559); множество сюжетных линий; […]...
- Вопросы и ответы к четырнадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Как вы объясните вспышку ненависти и возмущения Николеньки? Почему Володя с ужасом и удивлением смотрит на его выходки? Сам автор пишет о своих отроческих годах, вполне понимая причины, которые вызвали его нелепые и грубые поступки. Он пишет, что они совершались: “Под влиянием… внутреннего волнения и отсутствия размышления…” Вспышка ненависти и возмущения затмила разум. Он не […]...
- Вопросы и ответы к четвертому тому романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Какова основная тема четвертого тома романа? Основная тема этого тома -“дубина народной войны”, партизанское движение как проявление общенародного патриотизма. Писатель убедительно показывает, что победа России в войне 1812 года определялась не удачными диспозициями, не талантом военачальников, не превосходством в военной силе, а действиями народных масс, единством народа в борьбе с захватчиками. Это единство особенно ярко […]...
- Вопросы и ответы к жизни и творчеству Л. Н. Толстого Каким вы представляете себе Льва Толстого? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям? Лев Толстой прожил большую и сложную жизнь, в которой было много поворотных событий, изменивших мировоззрение писателя, его эстетические позиции. Главное, что было в характере Толстого, – это постоянный поиск истины, смысла человеческого бытия. Это есть […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению Н. С. Гумилева “Прапамять” Какой предстает жизнь в восприятии Н. С. Гумилева? Как показано в стихотворении движение времени? Какое значение имеет в стихотворении повторение союза “и” и частицы “вот”, указывающей на последовательность действий, смену явлений? В стихотворении показан безостановочный круговорот жизни. То, из чего слагается этот круговорот, мелькает перед глазами читателя. Союз и помогает восприятию этого мелькания, как и […]...
- Вопросы и ответы к шестнадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Что особенно угнетало Николеньку в его наказании? Сначала Николеньку угнетало одиночество – ведь он один ночевал в чулане и с ним никто не общался, а потом то, что его заставили просить прощения у учителя, а этого он сделать не мог. Кто поддержал его успокоительной пословицей? Почему пословица стала названием главы? Успокоительную пословицу сказал слуга Николай. […]...
- Правда (Толстой Алексей Стихи) Ах ты гой еси, правда-матушка! Велика ты, правда, широка стоишь! Ты горами поднялась до поднебесья, Ты степями, государыня, раскинулась, Ты морями разлилася синими, Городами изукрасилась людными, Разрослася лесами дремучими! Не объехать кругом тебя во сто лет, Посмотреть на тебя – шапка валится! Выезжало семеро братиев, Семеро выезжало добрых моложцев, Посмотреть выезжали молодцы, Какова она, правда, […]...
- Вопросы и ответы ко второй главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Попробуйте точно определить, внимательно перечитывая текст, в каком месяце происходят события в начале повести “Отрочество”. Глава “Гроза” описывает конец весны – начало лета. Это описание до деталей точно. Читатель воспринимает состояние природы после весенней грозы – и краски, и запахи, и звуки: “…в мокрых кустах слышно хлопотливое движение маленьких птичек, и из середины рощи ясно […]...
- Баллады А. К. Толстого “Илья Муромец”, “Правда”, “Курган”. Народные идеалы и авторская позиция в балладах Баллады А. К. Толстого “Илья Муромец”, “Правда”, “Курган”. Народные идеалы и авторская позиция в балладах Баллады А. К. Толстого “Илья Муромец”, “Правда”, “Курган”. Народные идеалы и авторская позиция в балладах 1. Образ народного героя в балладе “Илья Муромец”. 2. Философские проблемы истины и фанатизма в балладе “Правда”. 3. Размышления о бренности земной славы в балладе […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению И. А. Бунина “На распутье” Какое чувство вызывает у вас описание степи, заросшей бурьяном? Почему в этом описании поэт использует слова “поле”, “степь”, “равнина”, “край”? Какие эпитеты к ним обогащают картину степи? Объясните значение олицетворений: “былое дремлет вечным сном”, “дремлет полдень”. Описание степи, заросшей бурьяном, вызывает тревожное чувство. Безграничность окружающего простора подчеркивается обилием слов, называющих его (это и поле, и […]...
- Вопросы и ответы к одиннадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Почему глава названа “Единица”? Названия глав повести “Отрочество” определяют их содержание. В этой главе рассказано о том, что Николенька не знал урока истории. Учитель спросил его. Как же он ответил? “Мне нечего было терять, я прокашлялся и начал врать все, что только мне приходило в голову”. Что же мог сделать учитель? “Вдруг рука его сделала […]...
- Правда жизни русской армии в “Севастопольских рассказах” Л. Н. Толстого Толстой родом из дворянской семьи и относился к высшему обществу Петербурга, но это высшее общество он не любил из-за его постоянного обмана и ненастоящих чувств. Толстому ближе был про стой народ. И Толстой решил в своих рассказах показать всю правду войны. Рассказать, где, кто и как воевал. В высших кругах общества царило всеобщее восхищение войной, […]...
- Вопросы и ответы к повести Л. Н. Толстого “Юность” В каждой из частей автобиографической трилогии Льва Толстого есть глава, которая названа так же, как и сама повесть. В “Детстве” это глава XV, в “Отрочестве” – XIX, в “Юности” – глава XXXII. Можете ли вы решить, зачем автору нужны такие специальные главы? После того как вы подумаете об этом, перечитайте XXXII главу из “Юности”. Были […]...
- Вопросы и ответы к двенадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Какое задание дал отец Николеньке? Отец послал Николеньку в свой кабинет, чтобы тот достал там конфеты, которые он хотел подарить имениннице. Почему и это задание обернулось для него неудачей? На этот раз Николеньку подвело праздное любопытство: он решил проверить, от чего самый маленький ключик, висевший на связке ключей. Он точно определил, что ключик от портфеля, […]...
- Вопросы и ответы к лирике А. С. Пушкина Какую роль в жизни и творчестве Пушкина сыграла его дружба с будущими декабристами? При каких обстоятельствах было написано стихотворение “Во глубине сибирских руд…”? Только случайностью можно объяснить отсутствие Пушкина на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Не будь поэт в ссылке, он бы непременно там присутствовал, о чем прямо сказал царю. Поэтому казнь пяти руководителей […]...
- Вопросы и ответы к 8 главе романа А. К. Толстого “Князь Серебряный” А. К. Толстой утверждал, что точно воспроизводит быт и внешние приметы прошлого. Попробуйте охарактеризовать и оценить восьмичасовой пир Ивана Грозного на семьсот человек. Составьте план рассказа о царском пиршестве. В романе очень подробно изображены все детали этого пира. Автор описывает схему расположения столов и то, как за этими столами сидели участники пира, что и как […]...
- Вопросы и ответы к 14 главе романа А. К. Толстого “Князь Серебряный” Передайте смысл спора Бориса Годунова и князя Серебряного. На чьей вы стороне? Попробуйте добавить свои аргументы к этому спору. Князь Серебряный хотел понять, чем вызваны полуночные бдения царя и всей его свиты – опричнины. Борис Федорович сумел ему гладко ответить, но при этом не попытался объяснить причин этих обрядов. Тогда Серебряный прямо предлагает Борису открыть […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина “Поэт” Какова основная тема этого стихотворения? Почему Пушкин обращается к образу античного бога Аполлона, покровителя искусства? Тема поэтического вдохновения, отличающего поэта от обычного человека в минуты творческого подъема. Вдохновение может прийти к поэту внезапно и незаслуженно. Описание событий в романах и других произведениях он сравнивает с жертвоприношением богу Аполлону, покровителю муз и искусств. В стихотворениях о […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению Н. А. Заболоцкого “Я воспитан природой суровой” Каким вы себе представляете героя стихотворения? Прокомментируйте первую строку. Герой стихотворения представляется тихим и сосредоточенным наблюдателем, влюбленным в красоту природы. Но в его наблюдательности есть одна особенность: он строг. Чувство, которое его волнует, – надежное, прочное, но не любящее эффектов. Желание приобщиться к такому миру, какой он есть – скромному и прекрасному, – больше всего […]...
- Творчество. Ответы на вопросы (Маяковский В. В.) Вопросы: 1) Сходства Пушкина и Маяковского в теме назначения поэта. 2) Ранняя лирика Маяковского. 3) Поэма “Хорошо”. 4) Необычайность рифм Маяковского. 5) “Стихи Маяковского нужно читать всем хором, всем ором”(М. Цветаева). Как вы понимаете это выражение? Ответы: 1) В. Маяковский в своем стихотворении “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче” как и А. С. […]...
- Вопросы и ответы к пятнадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Что кажется вам самым главным в описании отчаяния, которое охватило Николеньку? Главным в этом описании было “воспоминание о несчастии, постигшем” Николеньку: он “снова входил в безвыходный лабиринт неизвестности о предстоящей участи, отчаяния и страха”. Особенно пугала Николеньку неизвестность. В чем герой искал причины всеобщей ненависти к себе, которая, как ему казалось, была очевидна? Николенька считал, […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению З. Н. Гиппиус “14 декабря” Как в общем тоне и в отдельных словах стихотворения сопоставляются время изображенное и время, когда было написано стихотворение? Стихотворение названо “14 декабря” без указания года. Таким образом, оно адресовано всем тем 14 декабря, которые прошли следом за годом восстания декабристов – 1825 годом. И мы видим почти в каждой строфе стихотворения слова, которые подчеркивают перекличку […]...
- Вопросы и ответы к стихотворениям А. С. Пушкина 1. Назовите основные мотивы лирики А. С. Пушкина и соответствующие им стихи. Вольнолюбивая лирика – “К Лицинию”, “В Сибирь”, “Арион”, “Анчар”, “К Чаадаеву”; Значение поэта и поэзии – “Пророк”, “Поэт”, “Разговор книгопродавца с поэтом”, “Поэт и толпа”, “Памятник”; Любовная – “Мадона”, “Что в имени тебе моем”, “Я вас любил”, “Я помню чудное мгновенье”; Дружба – […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина “К Чаадаеву” Какая основная мысль стихотворения “К Чаадаеву”? Стихотворение настолько цельное и настолько богато мыслями, что трудно выделить какую-то одну мысль как главную. Глубоко прочувствованная, личностно воспринятая любовь к Отечеству, стремление понять, что именно нужно для блага родной страны (“Отчизны внемлем призыванье”), приводят к желанию отдать Отчизне лучшие силы души: “…Мой друг, Отчизне посвятим / Души прекрасные […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. В. Маяковского “Прозаседавшиеся” В стихотворении “Прозаседавшиеся” есть слова и выражения, которые тесно связаны со временем его создания, но есть и такие, которые имели давнюю традицию использования в речи. Определите, какие из приведенных ниже слов вы отнесете К каждой из групп. Аудиенция – официальный прием у высокопоставленного лица. Со времени она – с давних пор. Тео – театральный отдел […]...
- Ответы на вопросы по стихотворениям Н. А. Некрасова 1.Стихотворение “Элегия” А. Н. Некрасова отличается от других стихотворений. Во-первых, тем, что оно было написано как ответ на высказывания критиков о его манере написания и правдивом видении жизни народа. Стихотворения “Железная дорога” и ” Размышления у парадного подъезда”, несомненно, как и многие произведения Некрасова, пропитаны переживаниями за судьбу народа, несправедливостью по отношению к ним. Но […]...
- Правда, о войне в очерке Толстого “Севастополь в мае” Именно в то самое время, когда Толстой получил это письмо Некрасова, он работал над своим вторым очерком о Севастополе. 4 июля 1855 г. он делает последние исправления в рукописи и спустя неделю, 11 июля, отправляет очерк, названный им “Севастополь в мае”, и редакцию “Современника”. В “Севастополе в мае” в своем стремлении показать правду Толстой пошел […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. В. Маяковского “Скрипка и немножко нервно” Каких героев стихотворения вы можете назвать? Скрипка, барабан, оркестр (музыканты), тарелка, геликон, лирический герой – персонажи стихотворения. По-настоящему героями можно считать лирического героя (автора) и скрипку, которая воплощает духовное начало в произведении. Почему геликон назван “меднорожим”? (Геликон – басовый медный духовой инструмент.) Как вы представили себе этого героя? Меднорожим он назван и потому, что сделан […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. Я. Брюсова “Тени прошлого” Почему осенний день назван поэтом “скучным”? Какие краски преобладают в пейзажной зарисовке первого четверостишия? Осенний день навевает скуку прежде всего потому, что долгие дожди и затяжные туманы стирают четкость очертаний и сливают воедино все вокруг. И небо, и земля предстают в равно сером цвете. Каким настроением проникнуто второе четверостишие? Как вы понимаете метафору “волны небытия”? […]...
- Ответы на вопросы стихи о Прекрасной Даме поэма Двенадцать (Блок Александр) Вопросы: 1) Как биография Блока связана с его творчеством? 2) В чем идейное и художественное своеобразие “Стихов о Прекрасной Даме”? Каково их место в творчестве Блока? 3) Почему блок считал II том своей лирики антитезой по отношению к первому? 4) Блок рассматривал содержание III тома как синтез I и II. Как вы это понимаете? 5) […]...
- Вопросы и ответы к теме “Из средневековой поэзии Востока” Что вам известно об истории возникновения классической поэзии Ближнего Востока? История возникновения классической поэзии Ближнего Востока начинается в VII веке, в период вторжения войск Арабского халифата в Иран и Среднюю Азию. Несмотря на насаждение ислама, иракская литература продолжала развиваться на арабском языке. В X веке на территории Восточного Ирана образовалось государство Саманидов и сформировался таджикский […]...
- Вопросы и ответы к теме “Лирика М. Ю. Лермонтова” Каковы основные мотивы лирики Лермонтова? В чем ее своеобразие и отличие от пушкинской поэзии? Пушкин всеобъемлющ. Кажется, нет в жизни ничего такого, о чем он не подумал и не написал бы. Лермонтов преимущественно (не забудем при этом, что он прожил на десять лет меньше Пушкина и погиб совсем юным) поэт одной темы. О чем бы […]...
- Вопросы и ответы к творчеству А. А. Ахматовой (№2) 1. Каковы особенности ранней лирики А. Ахматовой? Ранняя лирика А. Ахматовой – в основном лирика любви. Стихи-миниатюры сюжетны, драматичны, в них очень важна деталь, которая передает психологическое состояние человека. Например, в стихотворении “Песня последней встречи” смятение и волнение передано лишь одной деталью: “Я на правую руку надела / перчатку с левой руки”. Нежность и хрупкость […]...
- Вопросы и ответы к VII главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Как вы объясните, почему возникло “нетерпеливое ожидание опасности”, охватившее Петрушу? “Нетерпеливое ожидание опасности” – чувство, знакомое каждому человеку. Петрушу оно охватило более всего потому, что он жаждал хоть чем-то помочь Маше и спасти ее. “С грустию разлуки сливались во мне и неясные, но сладостные надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия”. Почему гарнизону […]...