Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина “Дубровский” (главы I-VI)

Цель: Познакомиться с содержанием произведения; выработать навыки работы с текстом произведения большого объема с помощью предварительно объявленных вопросов, умение выделять главную мысль, делать выводы, сопоставляя описанные события с историей; совершенствовать навыки составления плана текста, навыки текстологического анализа произведения; работать над выразительным чтением; воспитывать культуру связной речи, совершенствовать умение выражать свое мнение.

Оборудование: Портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к повести “Дубровский”.

Ход

урока.

І. Слово учителя.

– Компас страны Читали снова привел нас в Россию, к творчеству великого Пушкина. Мы снова работаем с произведениями на языке оригинала.

Сегодня мы начинаем читать необычное произведение Пушкина: в его основу легли события и факты, имевшие место в России XIX века, но описанные под другими именами и названиями. При жизни автора это произведение так и не было напечатано (и мы поймем почему). Пушкин поселил своих героев в дорогих его сердцу местах и навсегда запечатлел в повести образ любимой няни; главная мысль произведения соотносится с темой других произведений поэта.

Но

прежде произведем небольшой экскурс в историю России.

Какое страшное, постыдное явление существовало в России до 1861 года? Можно ли утверждать, что крепостное право пагубно влияло не только на крепостных крестьян, но и на самих помещиков? Каким образом?

Давайте послушаем отрывок из стихотворения А. С. Пушкина “Деревня”*, написанного в 1819 году, т. е. за 13 лет до написания повести “Дубровский”.

* Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

…Но мысль ужасная здесь душу омрачает: Среди цветущих нив и гор Друг человечества печально замечает Везде невежества убийственный позор. Не вида слез, не внемля стона, На пагубу людей избранное судьбой, Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоили себя насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца, Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца. Здесь тягостный ярм к гробу все влекут, Надежд и склонностей в душе питать не смея, Здесь девы юные цветут Для прихоти бесчувственной злодея. Опора милая стареющих отцов, Младые сыновья, товарищи трудов, Из хижины родной идут собой умножит Дворовые толпы измученных рабов.

О, если бы голос мой умел сердца тревожить! В груди моей горит бесплодный жар Но не дан мне судьбой витийства грозный дар? Увижу ль, о, друзья, народ неугнетенный И рабство, павшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Учитель. Давайте посмотрим, описанием каких событий Пушкин хотел встревожить сердца читателей.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Проверка планов к тексту (попарно, по партам). Рецензирование планов.

Прочитать по 2 удачных (по мнению учащихся) плана к каждой главе.

2. Беседа с элементами текстологического анализа.

Что мы знаем о помещиках Андрее Гавриловиче Дубровском и Кирилле Петровиче Троекурове? Какова, на ваш взгляд, главная черта характера каждого из друзей?

(Дубровский – чувство собственного достоинства, гордость; Троекуров – властолюбие, тщеславие).

– Что было предметом особого увлечения соседей?

3. Выразительное чтение эпизода “На псарне” (глава І От “Хозяева
и гости пошли на псарный двор” до “Между тем Андрей Гаврилович
скрылся, и никто того не заметил”) с последующей беседой

Почему Дубровский ушел из гостей? Почему писарь Парамошка посмел обидеть соседа-помещика? Извинился ли Троекуров за нанесенную обиду?

Почему Троекуров возмутился неподчинением Дубровского? Как он повел себя? Почему Троекуров вызвал Дубровского на суд? Каково было решение суда и чем оно продиктовано?

Чем занимался в Петербурге молодой Дубровский? Почему он спешно вернулся домой?

4. Выразительное чтение эпизода “Приезд Троекурова. Смерть Дубровского” (глава IV, от “Наконец он велел запрячь себя беговые дрожки” до “…не велел выгнать его со двора… пошел!”)
– Стал ли Троекуров после смерти Дубровского владельцем Кистеневки?

III. Подведение итогов урока.

Учитель. Крепостное право не только угнетало крестьян, но и отравляет души помещиков, давая им власть над другими людьми, развращало души холопов, вообще, общество, которое зиждилось на крепостном правое, на власти денег, не признавая справедливых законов.

Решительные люди не могут смириться с таким положением вещей.

IV. Д Омашнее задание.

Прочитал главы VII-XII, ответить на вопросы:

Куда направился Владимир Дубровский и его люди после пожара? Почему его крепостные были заодно со своим барином? Какое новое лицо появилось в имении Троекурова?

Какому испытанию подверг учителя Кирилла Петрович? Что открылось в день храмового праздника? Каким образом Дубровский оказался в имении?

В чем Дубровский рассказал Маше перед уходом?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина “Дубровский” (главы I-VI)