ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ ДВОРЯНСТВО В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “ДУБРОВСКИЙ”

На страницах “Дубровского” мы знако-
мимся со многими людьми дворянского со-
словия. Одни из них обрисованы полно и все-
сторонне (Троекуров, Дубровские), другие –
фрагментарно (князь Верейский), о третьих
и вовсе говорится вскользь (Анна Савишна
и другие гости Троекурова). Надо сказать,
что помещики отличались друг от друга как
количеством имеющихся у них крестьян, так
и отношением к ним.
Сюжет повести разворачивается вокруг
конфликта между двумя помещиками – Ки-
рилой Петровичем Троекуровым и Андреем
Гавриловичем Дубровским, но невольно во-
влеченными в него оказываются и другие дво-
ряне. Все, по сути, разделились на два лаге-
ря. В одном – Андрей Гаврилович Дубров-
ский и его сын Владимир, другой значительно
многочисленнее – Троекуров и все остальные
помещики, завсегдатаи его дома.
Что до Кирилы Петровича Троекурова,
“старинного русского барина”, то уже первые
страницы произведения дают нам понять, ка-
кой это был властный, корыстный человек,
деспот, богатство и древнее происхождение
которого “давали ему большой вес в губерни-
ях, где находилось его имение. Соседи рады
были угождать малейшим его прихотям; гу-
бернские чиновники трепетали при его име-
ни; Кирила Петрович принимал знаки подо-
бострастия как надлежащую дань… В домаш-
нем быту Кирила Петрович выказывал все
пороки человека необразованного. Избалован-
ный всем, что только окружало его, он привык
давать полную волю всем порывам пылкого
своего нрава и всем затеям довольно ограни-
ченного ума”. Детей у Троекурова было двое:
Маша – семнадцатилетняя дочь, и сын –
“черноглазый мальчик, шалун лет девяти”.
Саша был также сыном и мамзель Мими, вос-
питательницы Маши, которую “Кирила Пет-
рович, казалось, любил… более прочих”. Дочь
свою Кирила Петрович любил, “но обходился
с нею со свойственным ему своенравием, то
стараясь угождать малейшим ее прихотям, то
пугая ее суровым, а иногда и жестоким обра-
щением. Уверенный в ее привязанности, ни-
когда не мог он добиться ее доверенности”.
Кирила Петрович только тем и занимал-
ся, что разъезжал по своим пространным
владениям, устраивал шумные пиры с про-
казами. Охота занимала едва ли не основ-
ное место в жизни Троекурова. По этой
причине и псарня у него была на зависть
всем, там “более пятисот гончих и борзых
жили в довольстве и тепле, прославляя ще-
дрость Кирилы Петровича на своем собачь-
ем языке”.
Именно псарня и послужила причиной
раздора между Троекуровым и ближайшим
соседом его Андреем Гавриловичем Дубров-
ским, которого одного Кирила Петрович ува-
жал, “несмотря на смиренное его состояние”,
и к которому мог запросто заехать в гости.
Уважительное отношение Троекурова к Ду-
бровскому возникло еще в молодости; “Не-
когда были они товарищами по службе, и
Троекуров знал по опыту нетерпеливость и
решительность его характера”. Андрея Гав-
риловича оскорбило замечание одного из
псарей соседа относительно его якобы недю-
жего состояния и унизительного быта. При-
чем Дубровского не так оскорбило само заме-
чание, сколько то, что Троекуров при этом
“громко засмеялся” и не принял никаких
мер, чтобы наказать дерзкого холопа. С ужи-
на обиженный Дубровский ушел, и приказ
Троекурова вернуться оставил без внимания.
Простить такого даже Дубровскому Кирила
Петрович не мог и в наказание решил отсу-
дить у друга имение, что и сделал.
Этот поступок показывает духовную ис-
порченность Троекурова, для которого нет
ничего святого, который и дружбу готов про-
дать. Правда, автор подчеркивает, что в не-
которые моменты совесть помещика просы-
пается, он начинает жалеть Дубровского и
готов его простить, но чувство ложной гордо-
сти и своего превосходства не позволяют ему
попросить извинения.
Близок к Троекурову и князь Верей-
ский. И хоть он не так полно обрисован
в повести, но одно то, что князь с удоволь-
ствием посещает дом Кирилы Петровича,
что, несмотря на слезы и мольбы Маши, до-
бивается все же ее руки, ставит его в один
ряд с Троекуровым.
Сатирическими красками в романе обри-
сованы гости Троекурова – мелкие помещи-
ки-подхалимы, которые, боясь гнева властно-
го хозяина, не смели сказать ему и слова
против. Однако у себя в имении они едва ли
были робкими…
Троекуров, князь Верейский и им подоб-
ные – далекая от реформаторских идей,
прочно стоящая на ногах часть поместного
дворянства, яростно защищающая крепост-
ничество.
В отличие от этих персонажей, Андрей
Гаврилович Дубровский – помещик либе-
ральный. Праздность и разврат – не его об-
раз жизни. Имея семьдесят человек кресть-
ян, Дубровский относится к ним иначе, чем
самодур-сосед. Поэтому и крестьяне отвеча-
ют ему уважением и любовью, поэтому и го-
товы умереть, лишь бы не попасть в кабалу
к Троекурову. Отмена крепостного права-
наверняка не напугала бы Андрея Гаврило-
вича, и он вряд ли стал препятствовать ей.
Ни в первые годы жизни в поместье, ни по-
том Андрей Гаврилович не соглашался вос-
пользоваться дарами, которые предлагал
ему Троекуров. Более того, в отличие от
других помещиков, Дубровский никогда не
боялся высказать в присутствии надменного
соседа свои мысли. Это говорит о гордости
этого человека, причем гордости настоящей,
не троекуровской.
Образ молодого Дубровского дан в разви-
тии: вначале честолюбивый и беспечный мот,
потом – защитник угнетенных, благородный
мститель, бунтарь. Его, дворянина-разбойни-
ка, Пушкин делает предводителем крестьян.
Но тут же дает понять, что Владимир – не
во всем их единомышленник, что он сотруд-
ничает с крестьянами и ради личных интере-
сов. Потому-то, когда Маша выходит замуж
за князя, Дубровский покидает своих това-
рищей, заявляя им; “Вы все мошенники”.
Владимир Дубровский не против дворянства
как класса вообще, он только против жес-
токостей,- чинимых дворянами, такими, как
Троекуров.
Однако в ту пору и это было прогрессив-
ным шагом на пути к освобождению кресть-
ян, потому и главного героя повести мы вос-
принимаем как передового дворянина, воз-
можно предшественника декабристов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ ДВОРЯНСТВО В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “ДУБРОВСКИЙ”