Два помещика (по роману А. С. Пушкина “Дубровский”)



В основе романа “Дубровский” Пушкиным был положен случай, очень характерный для взаимоотношений между помещиками, существовавшими в то время. Чем влиятельнее был помещик, тем сильнее он способен был притеснить более слабого, бедного своего соседа, не говоря уже и о том, чтобы отнять у него имение. Александр Сергеевич очень заботился о правдоподобности своего романа.

Все действующие лица романа “Дубровский” поделены словно на социальные классы, каждый со своими признаками. К примеру, помещик Троекуров вначале кажется богатым

“злодеем” и роль его – “злодейская”. Но ведь натура его совсем не такая плохая, присутствуют в его душе и задатки благородства, великодушного отношения к людям.

Он искренне уважает и любит своего бедного старого товарища – Дубровского, даже намеревается выдать свою дочь Марию замуж за сына Дубровского – Владимира.

Однако все задатки великодушия “убиваются” окружением помещика, которое потакает всем его выходкам и капризам. Троекуров – уже практически имя нарицательное, это типичный представитель породы людей, произрастающих в условиях собственного безграничного произвола

при полнейшем бесправии окружающих.

А вот в старинном друге Троекурова – в Дубровском дворянская порода сказывается тоже, но в абсолютно других формах. Его бедность (довольно относительная, по правде говоря) не способна усмирить дворянскую гордость, напротив, она лишь обостряет ее. В сущности, именно Дубровский – виновник столкновения с Троекуровым, именно “бедный” помещик оказывается стороной нападающей, он первый задевает старого друга. В нем говорила его охотничья натура: увидев блестящее состояние псарни Троекурова, Дубровский не сумел удержать зависти и колко высказал свое мнение по этому поводу.

Поначалу Троекуров не обращает внимание на эту колкость. Ссора разгорается немного позже, после отказа прислать псаря, надерзившего дворянину, для наказания. Да еще и ответ на это требование был достаточно резким.

Одним словом, из обычного пустяка “раздувается” самая настоящая война двух помещиков.

Эта война приводит к серьезным последствиям для всех главных героев романа, включая и Владимира с Марией, которых собирались поженить. Автору удалось показать, как постепенно разгоралась вражда, все события естественны в своей логической последовательности и изображены с величайшим мастерством настоящего художника пера.

Роман “Дубровский” так и не был закончен, оставшись лишь в рукописном варианте. Ему присуща несколько “разбойничья” романтическая окраска происходящих событий. И в то же время, глубокий реализм описания позволяет взглянуть на существующую социальную картину того времени. Образы главных героев довольно типичны, начиная от бесцеремонного самодура-Троекурова и заканчивая стариком Дубровским, честным и принципиальным человеком.

Хорошо показано в романе и противопоставление между “сильными мира сего” и низшими слоями общества. Все эти представители разных социальных групп изображены с необычайной художественной точностью.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Два помещика (по роману А. С. Пушкина “Дубровский”)