Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев “Девочка с Васильевского острова”

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания – грамотного ответа на вопрос: “Почему и в послевоенное время возникают произведения в войне?” Согласны ли вы с тем, что эта тема еще долго будет актуальной?

II. Мотивация познавательной деятельности учащихся

1. Слово учителя (с обращение к фотографии “Пискаревское кладбище”)

Эпитафия на центральном памятнике кладбища гласит:

“Здесь лежат ленинградцы –

Мужчины, женщины, дети,

Рядом с ними – солдаты-красноармейцы”.

/> Мы обращаемся сегодня к одной из самых тяжелых страниц Великой Отечественной – к рассказу в Ленинградской блокаде.

В этого кладбища – непривычный вид: маленькие плитки с датами на огромном пространстве. Это братские могилы.

Сюда приходят не только в памятные даты, приезжают не только экскурсионные автобусы. Это память сердца.

И есть еще памятник – в начале Дороги жизни. Здесь начинался спасительный для многих путь на Большую землю. В первую очередь вывозили больных и детей.

Дети в блокаду становились взрослыми раньше своих лет.
Один из блокадных мальчиков, поэт Юрий Воронов так

сказал об этом:

В блокадных днях мы так и не узнали, Границ юностью и детством где черта. Нам в сорок третьем вещали медали

И только в сорок пятом – паспорта.

Мы сегодня читаем рассказ Юрия Яковлева в блокадной девочке, написанный, как бы от лица другой маленькой ленинградки. Рассказ написан в послевоенные годы. Наша задача – увидеть, как память связывает поколения, как она помогает научит нас чувству родины.

III. Работа над темой урока

1. Чтение текста рассказа учителем с небольшими остановками для комментариев и вопросов

Учител ь. Обратите внимание на эпиграф.

Мы привыкли, что эпиграф – это сроки, заключающие основную мысль произведения. В данном случае это указание на тему.

А) Первая страница

– “В меня есть подружка Таня Савичева…” Что значит – “в Танино время”? Кто такая для Тани Савичевой Валя Зайцева?

– Откуда Валя так подробно знает Талине? Кто мог ей это рассказывать?

– Почему, хотя Таню вывезли по Дорогое жизни, Валя говорит, что ее убили фашисты?

Б) Вторая страница – до “За 40 копеек”

– Зачем Валя Зайцева пришла на Дорогую жизни?

– Почему Валю оставили на строительстве памятника?

В) Третья и четвертая страницы вот “Я взяла у руки Танин дневник…”

До “И полочка сломалась”

– Можем ли мы сказать, что Вале тяжело было писать Таниным почерком?

– Знала ли Валя в смерти Тани раньше?

– Почему же теперь ей было очень трудно? (Она писала Таниным почерком Танин дневник и как бы перевоплощалась в Таню; она слишком хорошо – по рассказам соседей – знала близких Тани, и они били для нее не абстрактными, а конкретными людьми.)

– Что было для Валы самым тяжелым? (Писать слово “умер”: “…бетон бил жидкий, вон наползал на буквы. И слово “умер” исчезло. Мнет не хотелось писать его снова”. “Я очень устала писать слово “умер””)

– Почему на одной из страниц дневника вообще нет этого слова? ( Там в маме: “не хватило сил написать”)

– Что произошло, когда Валя дописала последние слова?

Г) Чтение к конца

– К какому выводу приходит героиня рассказа?

– Согласны ли вы с девочкой?

2. Развитие речи. Устное рисование

Задание: Описать по воображению памятник, в работе над которым помогала Валя Зайцева. (После ответов учащихся сравнить описание учеников с фотографиями.)

3. Беседа с учащимися

– Можно ли назвать этот рассказ “путешествием во времени”?

– Что нового появляется в послевоенных произведениях на военную тематику? (Связь поколений, осмысление из будущего)

– Какой стиль речи преобладает в рассказе и почему?

4. Проведение ролевой игры ” Я – режиссер”

Задание: Представьте себя, что вы – режиссер и снимаете фильм по данному рассказу. Выберите фрагменты для съемки и расскажите в нем по плану:

1) краткое содержание фрагмента;

2) крупный план;

3) звук;

4) цвет.

Мотивируйте предположительный подбор актеров.

IV. Чтение стихотворений в Великой Отечественной войне наизусть по выбору учащихся

V. Подведение итогов урока с использованием приема “Свободный микрофон”

– Что дало нам сегодня знакомство с рассказом Ю. Яковлева?

– Возникает ли у вас подобное чувство сопереживания, сопричастности к событиям, когда вы читаете книги, смотрите фильмы?

VI. Домашнее задание

Подготовиться к грамотному ответа на вопрос: “Что нового вошло в мою жизнь во время чтения произведений, посвященных Второй мировой войне?”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев “Девочка с Васильевского острова”