Сюжетное построение романа «Иметь и не иметь»

Роман как бы распадается на три рассказа, каждый из которых представляет собой завершенный эпизод из жизни Гарри Моргана. В самой этой законченности отдельного эпизода, составляющей несомненное художественное достоинство рассказа, содержится определенное препятствие на пути к объединению цикла в роман, так до конца и не преодоленное. Значит ли это, что писателю изменила его обычная требовательность к себе?

Едва ли. Ведь не случайно «Иметь и не иметь», каковы бы ни были композиционные погрешности произведения, воспринимается как

единое целое.

Роман оказался переломным и в том отношении, что в нем отразилось стремительное течение жизни, торопившей Хемингуэя. Многолетняя дистанция, разделяющая реальное событие и его художественное осмысление, сводится к минимуму. История Гарри Моргана обрела такую форму, потому что тема требовала именно романа, а Хемингуэй не мог отказаться от нее.

Роман «Иметь и не иметь» явился прямым откликом писателя на социально-политическую ситуацию в США и на Западе. Резкое проявление социального антагонизма и наступление фашизма были основными определяющими факторами этой ситуации. Назревала, в сущности,

уже начиналась, вторая мировая война.

Хотя истинное лицо фашизма с каждым днем становилось все более ясным, международная буржуазия, напуганная размахом движения угнетенных, сделала все возможное, чтобы развязать руки Гитлеру, Муссолини и маленьким фюрерам разных стран. В такой обстановке огромную прогрессивную роль сыграла гуманистическая литература «красных тридцатых». В пей отражено бедственное положение трудящихся и показано, как в толще народ-пых масс зреют гроздья благородного гнева, направленного против несправедливого общественного устройства.

В Америке и в Европе появляются актуальные произведения, отмеченные активным гуманизмом. «Иметь и не иметь» одно из таких произведений.

Линия Гарри Моргана является определяющей в романе и последовательно проводится через части, закономерно получившие одно и то же название «Гарри Морган», только первая часть имеет подзаголовок «Весна», вторая — «Осень», а третья — «Зима». Роман в целом рассказывает о трагедии героя, который лишается сначала имущества, потом руки и, наконец, жизни. Он вынужден непрерывно вести борьбу за существование, и эта борьба по логике вещей превращается в войну с законом, государственными установлениями, всем миром богатства.

Гарри Моргай отвечает основным требованиям хемингуэевского кодекса. Это храбрый, стойкий, решительный, умный человек. К тому же он питает глубокое, искреннее чувство к своей жене.

Качества героя придают его трагедии особое значение. С другой стороны, трагизм событий подчеркивается тем, что, в сущности, Морган действует в соответствии с бесчеловечными порядками общества, вынуждающими его совершать преступления. Жертва несправедливого порядка, он в то же время является его порождением.

Он индивидуалист, одиночка, преступник. Едва ли стоит, как делают многие критики, спорить о том, герой пли не герой Гарри Морган. Двойственность центрального образа романа подчеркивается во многих эпизодах. Мы склонны считать, что эта двойственность, нередко доходящая до прямой противоречивости, обусловлена, прежде всего, самим переходным характером книги.

Кроме того, трудно не заметить, что подобный центральный персонаж как нельзя лучше подходит для выражения основной идеи произведения.

Глубина, с которой Хемингуэй разработал социальную тему, как раз и определяется тем, что он придал истории своего героя социально-политическую окраску.

Первая часть романа повествует о пути Моргана к преступлению. Богатый турист Джонсон, нанявший лодку Гарри для рыбной ловли, загубил дорогую снасть и сбежал, не заплатив. С этого момента начинает проявляться безвыходность положения героя: «- Повезешь все равно что?

— Понятно,- сказал я.- Мне теперь разбирать не приходится». Гарри вступает в преступную сделку с аферистом Сингом и, предварительно получив деньги, убивает его, чтобы не пришлось убить двенадцать других китайцев. Так он добывает деньги на лето. Когда наступает осень (вторая часть романа), он вынужден заняться контрабандной перевозкой спиртного, терпит неудачу и в результате ранения лишается руки, а его лодку арестовывают по доносу развлекающихся богачей.

И здесь снова подчеркивается, что у Моргана нет выхода. Наконец (в третьей части), во время очередного противозаконного предприятия Гарри получает смертельное ранение, и вновь автор показывает, что никакого выхода у героя не было, что на гибель обречены и «послушные» бедняки, которые, как Эл, не идут на нарушение закона.

Относительное единство романа, вопреки его «новеллистическому» характеру, определяется несколькими его взаимосвязанными чертами. Это, во-первых, неуклонное расширение охвата действительности в повествовании и, во-вторых, неизменное проведение линии социально окрашенного контрастирования. Обе линии неразрывно связаны с той напряженной работой, которая идет в сознании героя и приводит к решающему выводу.

Однако вывод, хоть автор и разделяет мнение своего героя, делает сам Гарри Морган. Хемингуэй этим не ограничивается, и в произведении возникает смена перспектив повествования, появляется объективная авторская интонация, которую И. Анисимов совершенно справедливо объявил «опорой всей сложной структуры романа».


Сюжетное построение романа «Иметь и не иметь»