Сюжет, композиция, жанровые особенности романа
<
p>”Преступление и наказание” – Роман о преступлении, тем не менее никак не подходящий по определение детективного жара: повествование развивается не вокруг поиска виновных – убийца известен с самого начала – но вокруг психологического состояния Раскольникова, вокруг его решений и поступков, вокруг его метаний.
Другие персонажи романа большей частью служат раскрытию драмы, происходящей в душе Раскольникова, но при этом они не утрачивают самостоятельности:”…Раскольников – единственный герой книги. Все остальные
Вайлъ, А. Генис. “Страшный суд”).
Помимо истории самого Раскольникова, в романе еще две сюжетных линии тесно переплетенных с самим Раскольниковым и его теорией: история семьи Мармеладовых и судьба Дунечки и Пульхерии Александровны, а также связанная с ними история Свидригайлова и Лужина.
Состоящий из шести частей и эпилога роман, “построенный на искусной оркестровке напряжений,
Вайлъ, А. Генис. “Страшный суд”), причем из шести частей описанию преступления посвящена лишь одна, все же остальные представляют собой “наказание” – анализ психологического состояния личности, душевной жизни героя, мотивов его преступления. Но вся поэтика романа подчиняется основной цели – духовному воскресению, преображению героя.
Трагические метания Раскольникова вовлекают всех действующих лиц: “Каждое лицо входит… в его внутреннюю речь не как характер или тип, не как фабульное лицо его жизненного сюжета (сестра, жених сестры и т. п.), а как символ некоторой жизненной установки и идеологической позиции, как символ определенного жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые его мучают” (М. М. Бахтин). Разумихин, Свидригайлов, Лужин, Мармеладов, Соня, Порфирий Петрович становятся для Раскольникова как бы иллюстрацией к ее теории, “разрешением, не согласным с тем, к которому пришел он сам, поэтому каждый задевает его за живое и получает твердую роль в его внутренней речи”.
Отказ Раскольникова от своей теории и возвращение к вечным ценностям происходит только в эпилоге и подчеркивается многократно повторенным эпитетом: “бесконечное счастье”, “бесконечные источники жизни”, “бесконечно любит”, “бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания”.
- Особенности жанра. Сюжет и композиция произведения. Смысл названия “Преступления и наказания” “Преступление и наказание”, по мнению В. Набокова, одна из самых сложнейших книг за всю мировую историю литературы. Исследователи расходятся даже в определении жанра этого произведения. Часто “Преступление и наказание” называют детективом. В основу сюжета положена детективная фабула: преступление, поиск преступника, его разоблачение и развязка-наказание. В классическом детективе в центре повествования всегда находится сыщик, а читатель […]...
- Особенности композиции романа Достоевского “Преступление и наказание” Особенности композиции романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Что такое композиция. Под композицией обыкновенно понимают состав и последовательность расположения частей и элементов произведения, систему взаимодействия его образов между собой. II. Главная часть Сложность и неоднозначность (символичность) композиции романа Достоевского. Композиционные эффекты у Достоевского осуществляются на разных уровнях: на уровне сюжета, системы персонажей, системы […]...
- Особенности сюжета и композиции романа “Преступление и наказание” В русской классической литературе немало примеров интересного построения композиции романа и не более интересных сюжетов, взятых для произведения. Интересны и сюжет и композиция романа Достоевского “Преступления и наказание”. “Преступление и наказание” Достоевского принято считать философским романом, однако философским в чистом виде его назвать нельзя, скорее, это социально-философский роман. Роман Достоевского приобретает дополнительные социально-психологические и идеологические […]...
- Смысл заглавия романа Достоевского “Преступление и наказание” Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Проблематика романа Достоевского “Преступление и наказание”. Следует указать на нравственно-философский характер проблематики; соответственно и проблема преступления рассматривается Достоевским не в уголовно-криминальном смысле, но в плане философско-психологическом. II. Главная часть 1. Преступление в понимании Достоевского. Достоевский воспринимает преступление Раскольникова не как нарушение уголовных законов, но как […]...
- Жанровые особенности романа “История одного города”. Краткое изложение текста М. Е. Салтыков-Щедрин занимает в русской литературе особое место. Искусство сатиры требует смелого, бескомпромиссного подвига писателя, решившего посвятить свою жизнь беспощадному развенчанию зла. М. С. Ольминский был уверен: “В наше время уже не может быть сомнений в том, что Щедрину принадлежит одно из первых мест в истории русской литературы”. Смелый взгляд писателя позволял иначе смотреть […]...
- Сюжет, композиция, жанр романа “Мастер и Маргарита” < p>Жанровая уникальность романа “Мастер и Маргарита” – “последнего, закатного” произведения М. А. Булгакова до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский Роман, мениппея, роман-мистерия и т. п. В “Мастере и Маргарите” весьма органично соединились едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления. По словам английского исследователя творчества […]...
- Жанровые особенности романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” является одним из наиболее значительных творений мировой литературы XX в. В этом произведении писатель расширил жанровые границы литературного романа, сумев первым среди многочисленных писателей двадцатого столетия достичь органического соединения исторического, философского и сатирического начал. Другой немаловажной особенностью романа является проведение параллели между двумя мирами – миром Ершалаима и […]...
- Сюжет и композиция романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (Первый вариант) (План) История создания романа. (Начало работы – 1838 год, под впечатлением от поездки на Кавказ. “Бэла” и “Тамань” опубликованы в виде отдельных повестей. Изначально не задумывался как Роман (сборник повестей). Но в 1840 году “Герой нашего времени” увидел свет. Повести, вошедшие в него, связаны единой композицией и сюжетом. Главная проблема романа – личность и время.) Первый […]...
- Сюжет и композиция романа А. Н. Толстого “Петр I” В центре повествования романа А. Н. Толстого “Петр I” находится фигура царя Петра, формирование его личности. Однако это произведение не превратилось в биографию государя. Становление его личности и изображение эпохи в ее историческом движении определило композиционные особенности романа. А. Н. Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя. Он создает многоплановую композицию, что дает […]...
- Сюжет и композиция романа М. Горького “Дело Артамоновых” Роман “Дело Артамоновых” – это история русского капитализма, история угасающего рода, показа того, как положение “хозяев жизни” уродует и духовно губит людей, превращает их из хозяев “дела” в его рабов. Основой сюжета романа служит развитие дела Артамоновых. Илья Артамонов – основатель дела. Он энергичен, деловит, знает радость труда. У его сына Петра нет ни сильной […]...
- Жанровые особенности романа “Тихий дон” М. А. Шолохова Жанр романа-эпопеи характеризуется стремлением автора дать не только объективную картину самых трагических периодов истории, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса как от воли отдельных крупных личностей, так и от общего духа народных масс. Роман – эпопея охватывает обычно большие временные рамки, отражает разных представителей из народа, имеет широкую географию событий. Шолохов […]...
- Сюжет и композиция романа < p>Само название “Отцы и дети” подсказывает, что Роман построен на антитезе – большую роль играют споры героев, конфликты между персонажами, их мучительные размышления, напряженные диалоги. В центре повествования фигура Базарова, и романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы он не участвовал; и в двадцати восьми глав он не появляется лишь в […]...
- Сюжет и композиция романа “Обломов” И. А. Гончарова Сам автор охарактеризовал особенность построения “Обломова”. 1 часть он называет “увертюрой всего романа”, своеобразным “прологом” к основной части, где разворачивается сюжетное движение: это “поэма любви”, составляющая 2 и 3 части произведения. Только с признанием Обломова в любви к Ольге возникает романное действие. Именно здесь выявляется авторская позиция по отношению к герою и уточняется смысл понятия […]...
- Композиция и сюжет романа “Петр I” “Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в изумлении и страхе глядит на возникающую Россию…” – такой видится писателю эпоха, изображаемая в “Петре Первом”. Действие романа разворачивается на необозримом географическом пространстве: от Черного моря до Архангельска, от Балтийского моря […]...
- Сюжет, композиция и жанр романа < p>Пять повестей Лермонтова, объединенных общим названием “Герой нашего времени”, составили Роман в двух частях. Если же расположить главы романа – “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист” – в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так: 1. Следуя на Кавказ к месту назначения, Печорин остановился в Тамани […]...
- Композиция и сюжет романа “Петр Первый” Романное время охватывает целую эпоху, ограниченную, однако, рамками деятельности центрального героя – Петра I, которого писатель показывает на протяжении 25 лет. Действие романа разворачивается на необозримом географическом пространстве: от Черного моря до Архангельска, от Балтийского моря до Урала; из России оно переносится в европейские столицы и города. Вместе с Петром и “птенцами гнезда Петрова” писатель […]...
- Сюжет и композиция романа “Евгений Онегин” Пушкина А. С Тема романа “Евгений Онегин” (1831) – изображение русской жизни первой четверти XIX века. В. Г. Белинский назвал это произведение “энциклопедией русской жизни” (В. Г. Белинский “Сочинения А. Пушкина”, статья 9), потому что Пушкин в своем романе “умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества” […]...
- Сюжет и композиция романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (Второй вариант) “Герой нашего времени” – это одна из величайших драгоценностей русской литературы. Для русских писателей это произведение всегда было школой творческого мастерства. Читатели знакомились с романом постепенно. В процессе создания произведения Лермонтов публиковал Роман частями в журнале. Сначала в “Отечественных записках” была напечатана повесть “Бэла”, а затем – “Фаталист” и “Тамань”. Вскоре роман издается целиком, и […]...
- Сюжет и композиция романа “Разгром” Фадеева А. А “Разгром” (1927) – социально-психологический роман, в котором изображается народ в годы гражданской войны. Сюжет и композиция романа построены так, чтобы показать ростки нового (советского) сознания в душах бойцов маленького партизанского отряда – таков, по мнению Фадеева, закономерный результат революционных событий. Доказывая эту идею, писатель сознательно соединил два различных принципа изображения – эпопейный (рассказ о народе) […]...
- Композиция и сюжет романа М “Господа Головлевы Тема крепостничества в России всегда была предметом пристального внимания великого писателя Салтыкова-Щедрина. В конце 70-х годов писатель подошел в своем творчестве к решению темы, за которую он мог взяться, только накопив необходимый жизненный материал, обладая огромным идейным опытом, стоя на твердых революционно-демократических позициях. Герой задуманного им произведения должен был олицетворять собой все пороки и язвы […]...
- Сочинение на тему: “Особенности композиции романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Сюжет романа является убийство совершенное главным героем. Столкновение главное героя-Раскольникова с законом и моралью. В романе мы не найдем мнение автора, по действию совершенному Раскольниковым. Достоевский рассматривает убийство, не как преступление, а как философскую проблему. В романе все события взаимосвязан с причинами, а также с психологическими параллелями. Роман несет в себе очень сильную смысловую нагрузку, […]...
- Сюжет и композиция романа “История одного города” М. Е. Салтыков-Щедрин занимает в русской литературе особое место. Искусство сатиры требует смелого, бескомпромиссного подвига писателя, решившего посвятить свою жизнь беспощадному развенчанию зла. М. С. Ольминский был уверен: “В наше время уже не может быть сомнений в том, что Щедрину принадлежит Одно из первых мест в истории русской литературы”. Смелый взгляд писателя позволял иначе смотреть […]...
- Жанровые особенности романа Г. Белля “Бильярд в половине десятого” Роман Г. Белля “Бильярд в половине десятого” полемизирует с традицией семейной хроники. В центре внимания судьба одной семьи, органично вписанная в историю государства. Основатель семьи, архитектор Генрих Фемель, мечтал создать патриархальный клан. Я буду любить ее, и она родит мне детей – пятерых, шестерых, семерых; они вырастут и подарят мне внуков – пятью семь, шестью […]...
- Почему главный герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, в основе которого детективный сюжет, преступник, а не следователь? (Достоевский Ф. М.) Роман “Преступление и наказание” в некоторой мере детектив, однако вопреки известному жанру Ф. М. Достоевский главной фигурой сюжета делает личность преступника. Образу следователя отведено всего лишь несколько страниц. Чем обусловлено такое решение писателя? Роман Достоевского – социально-психологическое произведение, где на первый план выходит внутренний мир преступившего закон человека. Свой замысел автор объяснял “психологическим отчетом одного […]...
- Сюжет и композиция романа “Герой нашего времени” Лермонтова М. Ю Тема романа Лермонтова “Герой нашего времени” (1840) – изображение общественной ситуации 30 – 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть “межвременьем”, потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов потерпело поражение, что свидетельствовало об ошибочности их общественно-политических убеждений. Но, разочаровавшись в декабристских идеалах, общество пока еще не сформировало новых […]...
- ТЕСТ НА ТЕМУ “Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ” ТЕСТ НА ТЕМУ “Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ” Федор Михайлович Достоевский написал: А) “Бедная Лиза” Б) ” Преступление и наказание“ В) “Гроза” Г) “Леди Макбет Мценского уезда” Д) ” Евгений Онегин“ Герой романа “Преступление и наказание”: А) Родион Раскольников Б) Евгений Онегин В) Яким Нагой Г) Гриша Добросклонов Д) Евгений Базаров С какого момента начинается преступление Раскольникова: […]...
- Жанровые особенности Гранатовый браслет Жанровые особенности. Куприн был признанным мастером короткого жанра. Первая его публикация относится к 1889 г. Оставив военную службу, Куприн полностью посвятил себя творчеству. Вначале это были очерки, заметки, фельетоны, затем первый сборник рассказов “Миниатюры”;, который он сам оценил, как “первые ребяческие шаги на литературной дороге”;. Вокруг “Гранатового браслета”; по сей день идут споры о его […]...
- Гончаров “Обломов” – сочинение “Сюжет и композиция романа “Обломов””. Краткое изложение текста Н. А. Добролюбов в статье “Что такое Обломовщина?” (1859) пишет о сюжете и композиции романа: “Он, если хотите, действительно растянут. В первой части Обломов лежит на диване: во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошибалась в Обломове, и они расходятся; в четвертой она выходит […]...
- Художественные особенности романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был опубликован в 1866 году. Его автор большую часть жизни прожил в довольно стесненных материальных условиях, вызванных необходимостью расплачиваться с долгами за издание журналов “Эпоха” и “Время”, предпринятое братьями Достоевскими до смерти старшего брата Михаила. Поэтому Ф. М. Достоевский вынужден был заранее “запродавать” свой роман издателю, а потом […]...
- Жанровые особенности романов Достоевского Понимание Достоевским сущности искусства было причиной создания особых форм реалистического творчества. Произведения Достоевского – свидетельство того, что он объединял в себе как писатель силу гениального психолога, интеллектуальную глубину мыслителя и страстность публициста. В произведениях писателя реалистические сцены страданий объединяются с философской символикой, публицистические газетные факты – с фантастикой, логические абстрагированные категории – с интуитивными элементами. […]...
- Жанр и композиция романа “Преступление и наказание” Жанр и композиция. Жанрово-композиционная структура романа сложна. Сюжетно он близок к детективно-авантюрному жанру, но подробно и обстоятельно изображенный фон, на котором разворачиваются события, действенность самого образа Петербурга позволяют говорить и о жанре социально-бытового романа. Есть в нем и любовная линия (Дуня – Свидригайлов, Лужин, Разумихин; Раскольников – Соня). Углубленное изучение внутреннего мира героев, столь характерное […]...
- Сюжет и проблематика романа “Преступление и наказание” Основой сюжета романа “Преступление и наказание” является убийство, совершенное главным героем. Родион Раскольников – “молодой человек, исключенный из студентов университета” и “живущий в крайней бедности”, – за полгода до совершения преступления написал статью, в которой высказал свой принцип разделения людей. Он был убежден в том, что “люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: […]...
- Жанровые особенности рождественской повести Чарльз Диккенс много ездил по Англии и другими странами Европы, и по ту сторону Атлантики, в Соединенных Штатах Америки, был желанным гостем. И везде писателя сопровождало большое количество поклонников. А они хотели знать все: как возник замысел того или иного произведения, как сложилась дальнейшая судьба любимых персонажей, над чем сейчас работает писатель, какие его книжки […]...
- Жанровые особенности Тихий дон Жанровые особенности. Жанр романа-эпопеи характеризуется стремлением автора дать не только объективную картину самых трагических периодов истории, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса как от воли отдельных крупных личностей, так и от общего духа народных масс. Роман – эпопея охватывает обычно большие временные рамки, отражает разных представителей из народа, имеет широкую географию […]...
- “Евгений Онегин” А. С. Пушкина: автор и герои; фабула, сюжет, жанровое своеобразие; человек и среда, особенности реализма романа Во второй половине 20-х годов А. С. Пушкин работал над своим романом стихах “Евгений Онегин”. Роман, начатый еще в южной ссылке, был закончен Болдине осенью 1830 года. Первое полное издание “Евгения Онегина” вышло в 1833 году. По широте охвата русской действительности первых десятилетий XIX века “Евгений Онегин” – явление исключительное! Это роман глубоко национальный по […]...
- Анализ романа “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского Двухчастность замысла, отразившаяся в окончательной редакции на заглавии романа и на особенностях его структуры. Три рукописные редакции романа, отражающие собой этапы работы: висбаденский (в форме исповеди преступника); петербургский, последний. Усложнение замысла в процессе работы (роман “Пьяненькие”). Идея Наполеона. Столкновение двух противоположных идей в образе Раскольникова: идеи любви к людям и идеи презрения к ним. Идея […]...
- Сюжет и композиция “Мцыри” Сюжет и композиция “Мцыри”. “Мцыри” (1839) Герой поэмы стал пленником русского генерала; он помещен в монастырь, где был “Искусством дружеским спасен”. Мцыри – не трус, он смел, отважен, в нем проснулся могучий дух отцов, он всей душой стремится в горы, в родное общество, хочет жить по обычаям предков. И – не может. Кавказ отталкивает от […]...
- Особенности психологического анализа романа. “Преступление и наказание” Достоевский противопоставлял себя современникам в двух отношениях: как реалист в высшем смысле слова, который не ограничивается социально-бытовой характеристикой персонажа, а раскрывает глубины души человеческой, а также как Художник, обратившийся не к устойчивым формам жизни, а к “текущему хаосу истории”. В романе ” Преступление и наказание” писатель обратился к изображению пореформенной России, когда все менялось, прежние […]...
- Историческая и обществоведческая проблематика романа И. А. Гончаров “Обломов”. Композиция и идея романа. Тема романа. (Гончаров И. А.) Любое классическое и художественное произведение так или иначе отражает историческую эпоху и общественную жизнь того времени, в котором оно писалось. Другими словами, мастер не может создавать шедевры в отрыве от времени, в котором он живет. В своем романе “Обломов” Гончаров показал какое пагубное влияние оказывают крепостнические порядки на жизнь народа. Все это произошло из-за застоя […]...
- Родион Раскольников и его теория в романе Достоевского “Преступление и наказание” Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Общая характеристика главного героя романа – Родиона Раскольникова (социальное и имущественное положение, черты характера, образ жизни и т.п.). II. Главная часть 1. Теория Раскольникова: а) деление человечества на “два разряда”; б) предназначение людей “высшего разряда” (сказать “новое слово”, сделать “первый шаг”); […]...