Последняя часть романа “Иметь и не иметь”

Последняя часть романа “Иметь и не иметь” намного больше предшествующих. Это не удивительно, так как повествование обретает широкий социальный фон: с одной стороны, за фигурами бедняков Гарри и Элберта возникает массовый портрет доведенных чуть ли не до животного состояния ветеранов войны, голытьбы, до положения которой Гарри не желает опуститься; с другой-дается обобщенная картина безнравственного богатства, на фоне которого выделяются характерные образы Лафтона, Гордона, Мак-Уолси и Брэдли. Фон в романе кажется искусственно созданным,

так как судьба Моргана не связана непосредственно с жизнью богатых бездельников, явившихся во Флориду развлекаться.

Нет такой связи и между Морганом и ветеранами.

В то же время появление фона представляется закономерным следствием расширения объективного авторского взгляда на действительность. От первой части к третьем картина становится все масштабнее. Некоторый художественный диссонанс возникает в результате того, что писатель переместил свой пункт наблюдения, расширил площадь обзора.

В первой части романа Морган и Джонсон взаимно оттеняют друг друга, во второй – место Джонсона занимают

“шишки” из Вашингтона, но в третьей части коллизия на лодке имеет свои особенности. Меняется характер действия, и место Джонсона пли Гаррисона занимает целый ряд богачей, независимо от того, живут ли они на берегу, пли на борту собственных роскошных яхт. Соответственно и судьба героя выделяется крупным планом на фоне множества трагических судеб.

Эпизод с перевозкой кубинских революционеров очень важен, поскольку в нем отражена существенная особенность этической позиции Хемингуэя, о чем писал И. Финкельштейн ‘. Образ Моргана вовсе не контрастен образам людей, ограбивших банк, чтобы обеспечить средствами свою партию. Кубинцы точно так же принадлежат к обездоленным, как и Морган, по в отличие от него они действуют не в одиночку и преследуют отнюдь не личные цели. Однако их программа не отличается теоретической четкостью. Состав группы, ее действия и принципиальные установки свидетельствуют о сильном влиянии анархизма.

Рядом с наивным честным юношей, объясняющим Моргану цели партии, мы видим и настоящего бандита анархистского толка.

Конечно, в период создания романа Хемингуэй был очень далек от коммунистической идеологии, но сопоставление уважительного отзыва о коммунистах (в сцене с ветеранами) с тем, что говорят и делают кубинцы, проливает свет на многое. Здесь особенно отчетливо проявляется авторская позиция. Хемингуэй полон сочувствия к угнетенной Кубе, ее народу.

Это одна сторона его позиции. Заметим, что он сочувствует и Гарри Моргану. Другая же состоит в том, что он скрыто подвергает критике идеи и практику кубинцев. Тот же юноша говорит: “А вот мы сейчас добываем деньги, нужные для борьбы…

Ради этого приходится пользоваться такими методами, которыми мы потом пользоваться не будем.

И прибегать к помощи таких людей, к которым мы потом не станем обращаться. Но цель оправдывает средства”. Лозунг “цель оправдывает средства” сам по себе достаточно ясно свидетельствует о том, что кубинские террористы – не коммунисты (юноша прямо говорит об этом).

Тем не менее его речь не заканчивается приведенными словами. Он продолжает: “В России им приходилось делать то же самое”. И далее эта мысль весьма показательно конкретизируется. Разумеется, такое сопоставление не может быть несущественным (ясно, что Хемингуэя серьезно занимают нравственные проблемы, связанные с подготовкой и осуществлением революции).

Но, нам кажется, этическая несостоятельность упоминавшегося лозунга и соответствующей практики, осуждаемых Хемингуэем, проявляется во всем объективном содержании эпизода. Тем не менее, в романе “Иметь и не иметь” для писателя важнее всего развенчание индивидуализма Гарри Моргана, и проблемы народной революции входят в повествование только краешком, как бы по касательной.

“Иметь и не иметь” это социальный роман об Америке 30-х годов. Книга “Прощай, оружие!” резко выделялась среди остальных произведений того же плана, была единственной в своем роде. Об “Иметь и не иметь” этого не скажешь.

Многократно отмеченные критикой художественные недостатки этой вещи значительно снижают силу оказываемого эмоционального воздействия. Но нельзя недооценивать положительное содержание романа. Он гневно обличает богатых, зовет к активному протесту, свидетельствует о расширении социального кругозора автора, о том, что Хемингуэй продолжал осваивать самые разнообразные средства художественного выражения.

Роман “Иметь и не иметь” подготовил почву для дальнейшего развития творчества писателя, для создания новой жанровой формы – лирической эпопеи.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Последняя часть романа “Иметь и не иметь”