Стихотворения А. С. Пушкина “Пророк” и М. Ю. Лермонтова “Пророк” (Сравнительный анализ)

У стихотворений Пушкина и Лермонтова общая тема: назначение поэта в мире. Оба поэта сравнивают себя с пророком, то есть с человеком, который видит и чувствует то, что другим не дано. В стихотворениях писателей очень схожее понимание судьбы такого пророка.

Его жизнь сопровождают одиночество, унижения, презрение жалких людей. Но есть очень важное различие: Пушкин считает, что дар пророка приходит, когда человек испытывает лишения, очень много страдает; а Лермонтов думает, что страдания приходят после получения дара.

С лирическими героями

стихотворений происходят разные события.

Лермонтовский лирический герой получил “всеведенье пророка” от “вечного судии” и за свои правдивые суждения был изгнан людьми, вынужден был скитаться по пустыне. И его речи слушают лишь птицы, звери и звезды. А когда он оказывается в городе, то сталкивается с презрением “уважаемых” старцев, которые учат детей и внуков презирать, считать себя лучше всех и не верить правде.

Также учат судить людей по их социальному положению, внешнему виду. А пушкинский лирический герой, “духовной жаждою томим”, встретил ангела и прозрел. Теперь в нем вместо

языка “жало мудрыя змеи”, а вместо сердца “угль, пылающий огнем”.

И поэт обессилен, он прошел через нечеловеческие муки, и теперь он готов услышать “глас бога”, который приказывает ему “глаголом жечь сердца людей”.

В каждом стихотворении мы видим много средств языковой выразительности. Например, в стихотворении Пушкина много эпитетов (духовной жаждою, в пустыне мрачной, вещие зеницы, испуганной орлицы, неба содроганье, горний ангелов полет, где морских, подводный ход, дальней лозы прозябанье, грешный, празднословный и лукавый язык, мудрыя змеи, уста замершие, десницею кровавой, сердце трепетное, угль, пылающий огнем, грудь отверстую), метафор (грудь рассек мечом, глаголом жги сердца людей), сравнений (перстами легкими как сон; отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы; как труп в пустыне я лежал), архаизмов (персты, зеницы, мудрыя, уста, десница, глас, виждь, глагол).

Также много средств языковой выразительности в стихотворении Лермонтова: эпитетов (вечный судия, всеведенье пророка, любви и правды чистые ученья, божьей пищи, завет предвечного, бросали бешено, тварь покорна там земная, радостно играя, шумный град, с улыбкою самолюбивой, он угрюм, и худ, и бледен, он горд-глупец); метафор (в очах читаю страницы злобы и порока; звезды слушают, лучами радостно играя), сравнение (в пустыне я живу, как птицы, даром божьей пищи), архаизмы (судия, очи, каменья, град, старцы, уста).

На мой взгляд, стихотворение А. С. Пушкина наиболее торжественно и пафосно, главная мысль выражена в последней строке: “Глаголом жги сердца людей” – в этом и есть назначение поэта. А в стихотворении Лермонтова говорится об отношении людей к поэту, о судьбе, которая ждет каждого, кто возьмет на себя это бремя. По его мнению, поэт – изгнанник, обреченный на одиночество.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Стихотворения А. С. Пушкина “Пророк” и М. Ю. Лермонтова “Пророк” (Сравнительный анализ)