Анализ стихотворения “Пророк” Пушкина



“Пророк” (1826). В основе стихотворения Пушкина сюжет библейской притчи: “И сказал я: горе мне! погиб я! ибо человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми ус­тами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда при летел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника и коснулся уст моих и сказал: “Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие т вое удалено от тебя и грех твой очищен.

И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал:

вот я, пошли меня, И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слу­хом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите.

Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их” (шестая глава “Книги пророка Исайи”), Личное, индивиду­альное уходит на второй план, в центре произведения – пере­живания судьбы времени, народа. Как и во имя чего жить? Ка­ким быть?

Свои идеи поэт возводит до уровня глобального, всечеловеческого обобщения. Композиция стихотворения венча­ется

гласом Божьим:

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал:

“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею Моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей”.

Пророк является предсказателем. Именно поэт должен быть пророком и вести за собой в будущее. Чтобы жить во имя чело­веческого, поэт должен пройти через пучины страданий и через отрицание себя прежнего. Человек воскреснет, если услышит го­лос Бога.

Через страдания и муки поэт приходит к пророческому дару Стихотворение “Пророк” относится к философской лирике Пушкина: если нет духовной жизни, то человек ощущает себя в пустыне. Особую роль в стихотворении играют символы и ста­рославянизмы. “Пророк” – в религиозно-мистическом пред­ставлении – провозвестник, истолкователь воли Бога. “Сера­фим” – в переводе “огненный”, “сжигающий”; это название одного из высших ангельских чинов; серафимы изображались шестикрылыми. “Ангел” – по учению христианской религии – доброе сверхъестественное существо (в отличие от демона – злого духа), действующего по воле бога. “Перепутье” – образ – символ выбора собственного пути, своего предназначения. Поэт-пророк является обладателем “вещих” глаз: видит сквозь время, но он созерцает не только прекрасное, божественное, но и жизнь во всей ее полноте:

И внял я неба содроганье,

И горних ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Глоссарий:

– композиция стихотворения пророк пушкина

– старославянизмы в стихотворении пушкина пророк

– пророк пушкин старославянизмы

– старославянизмы в пророке пушкина

– в стихотворении пушкина пророк выделите старославянизмы


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения “Пророк” Пушкина