“Пророк” анализ стихотворения Некрасова



История создания

Стихотворение “Пророк” Некрасова было напечатано в “Отечественных записках” № 1 за 1977 г. без последней строфы с подзаголовком “Из Барбье” (романтический сатирический французский поэт). Были и другие подзаголовки (“Из Байрона”, “Из Ларры”), необходимые для цензурной маскировки. Полностью было напечатано в “Общем деле” в августе 1882 г. за границей с заголовком “Н. Г. Чернышевскому”.

В прижизненные издания не входило.

Дата точного написания стихотворения не установлена. В беловом

автографе указан 1974 г., но, возможно, стихотворение написано в 1862-1864 г. после ареста Чернышевского, а потом доработано. Оно могло быть посвящено другой личности, а затем переадресовано Чернышевскому.

Большинство исследователей считает, что стихотворение носит обобщенный характер.

Литературное направление и жанр

Стихотворение “Пророк” проникнуто реалистическим пафосом. Традиционно образ пророка в русской литературе связывался с ролью в обществе поэта. Но Некрасов снимает с себя эту миссию как с недостойного и перекладывает ее на плечи жертвующего собой революционера.

Готовых пожертвовать

жизнью революционеров единицы, но этот образ типичен, потому что только таким революционер и может быть с точки зрения Некрасова.

Стихотворение – образец гражданской лирики, хотя в нем есть элементы философских раздумий, что приближает его к элегии.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение представляет собой реплику в диалоге, обращенную к невидимому собеседнику, который как будто упрекает революционера в неосторожности.

Лирический герой спорит с оппонентом, доказывая ему, что пророк понимает опасность, но избирает свой путь. В размышления лирического героя включена мысль пророка, поданная как реплика. Она стала афоризмом.

Эта мысль (нужно умереть для других, а не жить для себя) повторяется и в других стихотворениях Некрасова, посвященных революционерам.

Последняя строфа отделена от остальных трех композиционно. Она возводит борца за счастье народа в ранг не просто пророка, а мессии. Атеист Некрасов верил в лучшие качества человека, гуманизм стал своеобразной религией революционных демократов. Чернышевский писал об Иисусе, что с ним жаль расставаться, потому что он “благ и мил своей личностью, благой и любящий человечество”.

Отсюда и образ бога Гнева и Печали. Гнева из-за потери сильными мира сего (“царями”) человеческого облика, печали за всех угнетенных (“рабов”).

Тема стихотворения – судьба борца за народное счастье, революционера.

Основная мысль: революционер, отдавший жизнь за народ, подобен Христу, умершему за человечество. Смерть героя не напрасна, о ней нужно помнить “рабам земли”, которые благодаря этому стали свободными. Святая жизнь, отданная за правду, водворит ее на земле.

Но важнее взывать к рабам, чтобы они боролись за собственное достоинство и торжество справедливости, чем ждать милости от царей.

Тропы и образы

В образе пророка Некрасов изобразил человека, готового пожертвовать жизнью ради других, ради идеи добра и любви. Если у Пушкина пророк – тот, кто призван вещать истину, несмотря на обстоятельства, то у Некрасова этот образ еще ближе к библейским пророкам, для которых само служение обозначало готовность принять смерть в любую минуту. Пророк смирился с необходимостью смерти, она ему любезна (метафора), как для апостола Павла смерть – приобретение.

Образ пророка описан с помощью метафор: служить добру, жертвовать собой, судьба ясна, распяли, будет на кресте, послал бог Гнева и Печали.

Поскольку стихотворение – спор с невидимым собеседником, оно строится на противопоставлениях с союзом но: не живет для себя, но умирает для других; его еще не распяли – но распнут.

Частица не тоже служит для утверждения позиции пророка через отрицание чуждых ему взглядов: не говори, не хуже он, не скажет он. Анафорическое повторение не скажет он усиливает и утверждает правильность позиции пророка.

Антитеза жить для себя – умереть для других противопоставляет подвиг пророка жизни остальных людей, к которым Некрасов со стыдом причисляет и себя, умаляя свою заслугу поэта-гражданина перед деятельным революционером.

Старославянизмы и слова высокого стиля отражают возвышенные идеалы стихотворения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано традиционным пятистопным ямбом, который отсылает к Пушкинскому “Пророку”, написанному четырехстопным ямбом. Пиррихии почти в каждой строке делают речь размеренной.

Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Пророк” анализ стихотворения Некрасова