“Умру я скоро” анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение “Умру я скоро” было написано в 1867 г. и вошло в сборник стихотворений 1969 г. В 1866 г. Некрасов получил стихотворение-письмо “Не может быть”, подписанное “Неизвестный друг”. Письмо было откликом на клевету о Некрасове и обвинения в том, что он неискренен: смеется над толпою, призывает в стихах к любви, а сам суров и жесток. Автором стихотворения считается Маркова-Павлова, поэт и переводчик.

Только через год Некрасов создал “Умру я скоро”, и поводом к этому стали обвинения в отходе от демократических

идей. Один из упреков общества был связан с хвалебной одой, посвященной Некрасовым в 1866 г. усмирителю польского восстания Муравьеву. Некрасов пошел на этот шаг, пытаясь спасти “Современник”, но безуспешно.

Сделка с совестью была напрасной: “Современник” закрыли.

Литературное направление и жанр

Поэт-демократ, народный певец, представитель реалистического направления в литературе, Некрасов в стихотворении “Умру я скоро” проповедует реалистические принципы в искусстве и раскаивается в том, что иногда отступал от них, “прикованный привычкой и средой”. Это рассуждения

о “наследстве”, которое оставляет умирающий на земле, то есть элегия. Но, с другой стороны, для Некрасова творческое наследие неразрывно связано с гражданской позицией, со служением народу и любовью к родине. Так что жанр стихотворения – элегия, наполненная гражданским пафосом.

Его также относят к покаянной (исповедальной) лирике Некрасова.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трех частей, каждая из которых включает четыре строфы. Части объединены общей темой с рефреном в конце. В первой части лирический герой рассуждает о причинах, по которым он оставит родине после смерти “жалкое наследство”: тяжелые годы детства и молодости, которые не укрепили поэта, а сломили его.

Во второй строфе лирический герой объясняет, почему его муза иногда была фальшива, хотя он и не был продажным поэтом. Причина неискренности поэта в одиночестве: его друзья ушли, или умерли, или поэт их сам оставил. Поэта окружают только враги – трудно не сфальшивить.

В третьей строфе лирический герой кается в том, что его поэзия не повлияла на народ так, как он задумывал. Герой находит то драгоценное, ради чего он писал свою песню: любовь к родине, которую он сохранил в черствеющей душе.

Тема стихотворения – покаяние перед родиной за то, что не был достаточно целеустремлен, воспевая ее страдания, не жертвовал собой ради родины. Перед кающимся проносится вся его жизнь: истоки творчества и его тематика, друзья, кровная связь с народом.

Главную мысль Некрасов трижды повторяет рефреном: он просит родину зачесть его малые заслуги и простить его ради капли крови, общей с народом. Уничижая свое творчество и умаляя достоинства своей поэзии, поэт пытается найти ценность в своем творчестве, которая состоит в любви к родине и народу и проявляется в кровной общности с народом.

Тропы и образы

Для лирического героя мерило успешной жизни – заслуга перед родиной. К ней и обращено стихотворение, в основе которого лежит олицетворение. Первая строфа полна уничижения, которое Некрасов передает с помощью эпитетов. Жалкое наследство, малый труд, привычки робкой тишины, явившиеся следствием гнета рокового в детстве, мучительной борьбы в молодости, гнетущих впечатлений в зрелости, приводят к тому, что поэт становится печальным, муза его угрюмой.

Упоминаемая в этой части долгая буря, сломившая героя, – метафора затянувшегося противостояния между носителями передовых и реакционных идей.

Во второй части художественный образ создается с помощью метафор. Лирический герой не торговал лирой, но иногда фальшивил. Он ни в ком не имел опоры, друзья постигнуты жестоким жребием, одни прешли земной предел, перед другими дверь запер сам лирический герой, на пути он встречает врагов и теряет друзей.

Третья строфа тоже насыщена эпитетами (минутные блага жизни, колеблющийся шаг, родная сторона) и метафорами (бросить единый луч сознанья на путь народа, прикованный привычкой и средой к благам жизни, шел к цели колеблющимся шагом, не жертвовал собой, черствел с каждым годом, песнь бесследно пролетела и не дошла до народа).

Образ общей с народом капли крови становится символом связи поэзии Некрасова с народом – главным, как он считал, его достоянием.

Стихотворение написано высоким стилем, для чего Некрасов использует старославянизмы.

Размер и рифмовка

Размер стихотворения – пятистопный ямб, чередуется женская и мужская рифма, рифмовка перекрестная.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Умру я скоро” анализ стихотворения Некрасова