Стихотворение Г. Р. Державина «Властителям и судиям» (Восприятие, истолкование, оценка)
Поэзия Г. Р. Державина — одно из самых значительных явлений в русской литературе XVIII века. Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявился не только в его карьере государственного служащего, но, быть может, еще более — в поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы.
Это была написанная в 1780 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой».
В этом стихотворении действительно звучит гневный голос поэта-гражданина, осмеливающегося
Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я подобно, страстны И так же смертны, как и я.
«Властителям и судиям» является стихотворным переложением 81-го псалма — гак в’древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу, Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — «Псалтырь». В державинской оде лексика и многие образы напоминают нам библейскую поэзию:
Восстал всевышний Бог, да судит Земных богов во сонме их…
Но, безусловно,
Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?
Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других:
Ваш долг есть: охранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять. Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров;От сильных защищать бессильныхИсторгнуть бедных из оков.
Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:
Не внемлют! Видят — и не знают! Покрыты мздою очеса:Злодействы землю потрясают, Неправда зыблет небеса.
Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости — вот главная мысль державинской оды:
И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!
Не удивительно, что ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но и самой императрицей, как революционная прокламация. Ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть признана божественной, а значит, ее неминуемо ждет гнев Божий и падение.
На смену таким «властителям и судиям», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:
Воскресни, Боже! Боже правых! И их молению внемли:Приди, суди, карай лукавых И будь един царем земли!
Интересно, что во время Французской революции в Париже именно этот 81 псалом, положенный в основу державинской оды, был перефразирован якобинцами-революционерами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным. Гак связалось воедино в творчестве Державина древняя библейская мудрость, европейская история и российская современность. А для нас остался замечательный образец поэзии высокого гражданского звучания, которое поистине «вечно» и всегда ново.