Стихотворение Ф. Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” (Восприятие, истолкование, оценка)

Детство Тютчева прошло в усадьбе Овстуг, в Москве и подмосковном имении Троицкое. В семье царил патриархальный помещичий быт. Тютчев, рано проявивший способность к учению, получил хорошее домашнее образование.

Его воспитателем был поэт и переводчик С. Е. Раич, познакомивший Тютчева с произведениями античности и классической итальянской литературы. В 12 лет будущий поэт под руководством своего наставника переводил Горация и писал в подражание ему оды. За оду “На новый 1816 год” в 1818-м был удостоен звания сотрудника Общества любителей

российской словесности.
Если в первый период творчества Тютчев выступает как поэт философского плана, то в зрелом возрасте поэзия мысли обогащается сложностью чувств и настроений.
Для выражения сложного мира человеческой души поэт использует ассоциации и образы природы. Он не просто рисует состояние души, а ее “биение”, движение внутренней жизни, изображая незримую таинственность жестов внутреннего мира через зримую диалектику явлений природы.
Поэту присуще умение передать не сам предмет, а те его характерные пластические признаки, по которым он угадывается. Поэт побуждает читателя самого
“дорисовать” то, что только намечено в поэтическом образе.
Не то, что мните Вы, Природа,
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

В этих четырех строчках сконцентрировано то истинное отношение к Природе, которое изначально присуще нашей русской цивилизации. Ее особенность и уникальность заметил еще Данилевский в начале 60-х годов прошлого века. А через 70 лет подобное утверждение повторил Тойнби.

Лучше сказать, воспитание в единстве с Природой – прекрасное воспитание.
В поэзии Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия. Человеческое “Я” по отношению к природе – не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы.
Вы зрите лист и цвет на-древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..

Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов.
Звуковой и цветовой строй лирики Тютчева неповторим в нераздельности впечатлений от красок и звуков, в художественном образе интегрируется “звук цвета” и “цвет звука” (“чуткие звезды”; луч, врывающийся в окно “румяным громким восклицаньем” и т. п.)
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Эти особенности поэтического стиля Тютчева читатели могут наблюдать при чтении его лирики. Интерпретируя тютчевские тексты о природе, необходимо не только обратить внимание на их философский характер, но и проследить эволюцию смыслов и настроений.
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь, глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Поэзия Тютчева определялась исследователями как философская лирика, в которой, по словам Тургенева, мысль “никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Стихотворение Ф. Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” (Восприятие, истолкование, оценка)