Стихотворение А. А. Фета “Еще майская ночь…” (Восприятие, истолкование, оценка)
А. А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его, как. представителя “чистого искусства”, осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели. Главными для поэта стали “вечные” темы: природа, любовь, красота.
Его стихи музыкальны, его образы волнуют звуками, запахами, они почти ощутимы, зримы, как
Стихотворение “Еще майская ночь…” было написано поэтом в 1857 году, впоследствии положено на музыку А. С. Аренским: Это стихотворение уже зрелого мастера,
Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю родной полночный край!
Взволнованные восклицательные интонации создают возвышенный эмоциональный настрой авторского описания. Природа одухотворена: звезды, дрожащие листы берез – все это предстает перед читателем не просто одушевленной, но по-истине живой картиной мира. Ощущая себя единой частью огромного Божьего мира, поэт вдохновляется природой на лирическое творчество.
Нахлынувшие чувства его так сильны, что сродни пронзительному ощущению близкой смерти – смерти от счастья.
Нет, никогда нежней и бестелеснейТвой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней. Невольной – и последней, может быть.
Мучительно сладкое томленье, восторг, счастье, от которого хочется плакать, вдохновение творчества – вот то необычное состояние души, эмоциональный взрыв, который вызывает в лирическом герое соловьиная майская ночь. Как мастерски достигает этого поэт, хотя, казалось бы, используемые им художественные средства глубоко традиционны для русской лирики. Эпитеты (“лист полупрозрачный”), олицетворения (звезды “тепло и кратко в душу смотрят вновь”), сравнения (березы дрожат – ” гак деве новобрачной и радостен и чужд ее убор”). Повторы восклицаний (“Какая ночь!”) создают эффект эмоционального подъема, обращения к ночи делают ее действующим участником картины, способным отзываться и сопереживать.
Звуковая организация стихотворения, как и синтаксическое его построение, направлена на создание напевности, плавности, нежной и мелодичной речи. Все это в который раз доказывает мастерство А. А. Фета в создании незабываемых шедевров пейзажной лирики.