Восприятие, истолкование и оценка оды Державина “Фелица”
Порой возмужания державинского таланта следует считать конец 1770 х гг., когда в столичной печати появились первые оды, отмеченные зрелостью мастерства, глубиною мысли и чувства. Заслуженную оценку они получили не сразу. В 1783 г. ода “Фелица” была напечатана в основанном княгиней Дашковой журнале.
Ода получила Высочайшее одобрение, и перед Державиным открылась дорога литературной и политической деятельности во имя интересов дворянской империи. Гаврила Романович не предполагал, что одна из его од, написанных в простой и непринужденной
Близкие друзья Державина выпросили у поэта рукопись, сняли несколько копий и распространили в читающем обществе. “У каждого, умеющего читать по русски, очутилась она в руках”. Людям неглупым, открытым ода нравилась. Автор пишет от первого лица:
А я, проспавшись до полудни,
Курю табак и кофе пью;
Преобращая в праздник будни,
Кружу
Но именно в такой манере письма он описывает современное общество, его недостатки. Его ода была оценена вельможами как “крамола”, в ней узнавали они сами себя. Помимо высоких поэтических достоинств оды, здесь не последнюю роль сыграл и тот факт, что Державин в полушутливой форме высказал целый ряд злободневных упреков высшей знати и одновременно поставил несколько серьезных вопросов перед самой императрицей, и главный среди них: “Но где твой трон сияет в мире?” В оде “Фелица” ярко показаны пороки вельмож, приближенных к Екатерине:
Не ходим света мы путями,
Бежим разврата за мечтами.
Между лентяем и брюзгой,
Между тщеславья и пророком
Нашел кто разве ненароком
Путь добродетели прямой.
Царский двор пытается “приручить” Державина, но потом выясняется, что не ради щедрот и не ради бриллиантовой табакерки с червонцами посвятил он Екатерине “Фелицу”. Он воевал с нею за “сирот и вдов”. Под его пером фантастическая “царевна киргиз кайсацкия орды” превратилась в идеал просвещенной правительницы, матери народа, которую он хотел бы видеть в лице императрицы. Он пишет:
Едина ты лишь не обидишь,
Не оскорбляешь никого,
Дурачествы сквозь пальцы видишь,
Лишь зла не терпишь одного;
Проступки снисхожденьем правишь,
Как волк овец, людей не давишь,
Ты знаешь прямо цену их.
Он спрашивает у нее совета:
Подай, Фелица, наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
В оде “Фелица” впервые проявилось отличительное свойство Державина поэта – умение “истину царям с улыбкой говорить”. В основе державинской принципиальности и гражданственности лежали не какое нибудь философское учение, не продуманная в деталях политическая платформа, а элементарное, доступное каждому следование очевидным нравственным началам, заложенным в людях от природы, но в подавляющем большинстве случаев попираемых самими же людьми.
Related posts:
- Ода Г. Р. Державина “Фелица” (Восприятие, истолкование, оценка) Ода “Фелица” (1782) – первое стихотворение, сделавшее имя Гаврилы Романовича Державина знаменитым, ставшее образцом нового стиля в русской поэзии. Свое название ода получила от имени героини “Сказки о царевиче Хлоре”, автором которой была сама Екатерина И. Этим именем, которое в переводе с латинского значит счастье, она названа и в оде Державина, прославляющей императрицу и сатирически […]...
- Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Державина “Властителям и судиям” Ода Державина “Властителям и судиям” представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и […]...
- Стихотворение Г. Р. Державина “Властителям и судиям” (Восприятие, истолкование, оценка) Поэзия Г. Р. Державина – одно из самых значительных явлений в русской литературе XVIII века. Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявился не только в его карьере государственного служащего, но, быть может, еще более – в поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1780 […]...
- Стихотворение Г. Р. Державина “Памятник” (восприятие, истолкование, оценка) Великая сила слова, которая “металлов тверже и выше пирамид”, проникает в потаенные уголки души, вызывает светлые чувства и делает человека лучше. Стихи, которые действуют эмоциональнее и сильнее, чем проза; истина и красота, которые заставляют задумываться и восторгаться… Именно это делает творчество Г. Р. Державина, которое мы ценим и любим более двух столетий, неповторимым и особенным. […]...
- Идеалы Державина в оде “Фелица” Программным стихотворением Державина является “Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге”. Это произведение заставило читателей сразу заговорить о нем, как о большом поэте. Стихотворение было впервые напечатано в 1783 году в журнале “Собеседник любителей российского слова”. Данная ода была посвящена императрице Екатерине […]...
- Стихотворение Б. Л. Пастернака “Любить иных – тяжелый крест…”. (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение Б. Л. Пастернака “Никого не будет в доме…”. (Восприятие, истолкование, оценка) Любовная лирика занимает большое место в творчестве Пастернака. Наверное, нет ни одного человека на земле, который бы никогда не испытывал этого чувства. Стихотворения о любви характерны для творчества Пастернака 1930-х годов. Любовь понимается поэтом очень широко, в бытийном и философском смысле. Все приметы мира, в котором живет человек, испытывающий чувство любви, появляются в его стихах […]...
- Образ Фелицы в одах Державина (“Фелица”, “Вельможа”) Ода “Фелица” написана от лица татарского мурзы. В ней упомянуты восточные города – Багдад, Смирна, Кашмир. Конец оды выдержан в комплиментарном восточном стиле: “Прошу великого пророка, До праха ног твоих коснусь”. Образ Фелицы повторяется в последующих стихотворениях Державина, вызванных различными событиями в жизни поэта. Первое из них – “Благодарность Фелице” – ответ на награду, полученную […]...
- Анализ оды “Фелица” Державина Г. Р История создания. Ода “Фелица” (1782), первое стихотворение, сделавшее имя Гавриила Романовича Державина знаменитым. Оно стало ярким образцом нового стиля в русской поэзии. В подзаголовке стихотворения уточняется: “Ода к премудрой Киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная Татарским Мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге. Переведена с арабского языка”. Свое необычное название это произведение […]...
- Новаторство творчества Державина на примере “Ода Фелица” Героическая поэма появилась в русской литературе сравнительно поздно и не успела получить широкого распространения. На смену классицизму в России пришел в это время сентиментализм. Вторая половина XVIII в. в истории России насыщена важными историческими событиями. Разрозненные прежде вспышки отдельных антикрепостнических бунтов слились в один бунтующий пожар крестьянской войны, сложным было и внешнеполитическое положение государства. Жизнь […]...
- Анализ оды “Фелица” “Фелица” (1783). Ода – наглядный пример разрушения классицистической традиции. Поэт, олицетворяя в себе современное общество, тонко хвалит Фелицу, сравнивая себя с нею и описывая свои пороки. Ода сочетается с сатирой. Образ Фелицы отличается многоплановостью: это и просвещенная монархиня, и частное лицо: Мурзам твоим не подражая, Почасту ходишь ты пешком, И пища самая простая Бывает за […]...
- Стихотворение И. А. Бунина “Летняя ночь” (Восприятие, истолкование, оценка) Бунин непревзойденный мастер лирического пейзажа, которым он не просто любуется, а восторгается, преклоняясь перед красотой родной земли. Поэт счастлив тем, что может наслаждаться русской природой, ее скромными речками, лугами, травами, колосьями и шмелями Особое место в его поэтическом творчестве отведено звездам Далекие светила – это символ красоты и правды. Приобщение к этой неземной красоте и […]...
- Художественное своеобразие оды Гавриила Державина “Фелица” В последней трети XVIII века в поэзии, как и в драматургии, произошли большие изменения. Дальнейшее развитие поэзии не могло происходить без изменения, нарушения, а затем и разрушения привычных старых форм. Эти нарушения стали допускать сами писатели-классицисты: Ломоносов, Сумароков, Майков, а позднее – Херасков и молодые поэты из его окружения. Но настоящий бунт в мире жанров […]...
- Стихотворение И. Бунина “Вечер” (Восприятие, истолкование, оценка) Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии – в средней полосе России, где родились или творили Лермонтов, Тургенев, Лесков, Лев Толстой. Бунин осознавал себя литературным наследником своих великих земляков. Он гордился тем, что происходил из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на […]...
- Стихотворение С. Есенина “Письмо матери” (восприятие, истолкование, оценка) “Письмо матери” было написано Есениным в 1924 году. В стихотворении отразился духовный кризис поэта. Мать олицетворяет у него вечные ценности жизни, от которых поэт отдалился. С искренней нежностью Есенин пишет о том, что только около матери, на родине его ждет душевный отдых. Слухи о жизни сына (кабацкая драка) подают матери повод к тревоге за его […]...
- Стихотворение С. А. Есенина “Русь” (восприятие, истолкование, оценка) Сергей Есенин – поэт крестьянской культуры, покоя, русского космоса. Его лирика отличается высокой степенью цельности. В ней все – о России. Образ крестьянской, деревенской Руси, мира покоя и благодати, в котором жизнь людей неразрывно связана с природой, сменой времен года, характерен для раннего периода его творчества. О такой России, своей “милой родине”, Есенин пишет в […]...
- Стихотворение И. А. Бунина “Еще и холоден и сыр…” (Восприятие, истолкование, оценка) Поэтический мир любого поэта богат зрительными и слуховыми образами. Через лирические строки автор передает не столько описываемые картины, сколько чувства и переживания, мысли лирического героя. В начале XX века в России особую популярность приобретает лирика, изображающая ощущения, впечатления поэта. И. А. Бунин в своих стихотворениях соединяет традицию и новаторство, запечатлевает в форме традиционного четверостишия ощущения […]...
- Стихотворение А. Пушкина “Поэт” (Восприятие, истолкование, оценка) Говоря о Пушкине, нельзя не вспомнить стихотворение, в котором он обращается к высшему разуму, оно явилось как бы преддверием “Поэта”: И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. Твоим огнем душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе серафима В священном ужасе поэт. Поэзия в […]...
- Стихотворение Некрасова “Рыцарь на час” (восприятие, истолкование, оценка) Еще в 1860 году поэт Некрасов задумал большую автобиографическую поэму “Рыцарь на час” с главным героем Валежниковым. Но в печати появились только два отрывка из нее: первая часть поэмы под названием “На Волге (Детство Валежникова)” и стихотворение, которое сейчас известно под названием “Рыцарь на час”. По первоначальному плану оно составляло четвертую главу и называлось “Бессонница”. […]...
- Анализ стихотворения И. А. Бунина “Ночь” (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение “Ночь” написано в 1952 году, за год до смерти И. А. Бунина. В эти годы, живя в эмиграции, писатель переживал бедственное положение: давно закончилась Вторая мировая война, но были ощутимы ее последствия. Казалось, что ночь, опустившаяся на Европу, закончится еще не скоро. В образе ночи, созданной в бунинском стихотворении, нет той привычной романтической страсти, […]...
- Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Жуковского “Песня” Своим учителем в поэзии Жуковский считал Карамзина, главу русского сентиментализма. Сущность романтизма Жуковского очень точно охарактеризована Белинским, сказавшим, что он стал “певцом сердечным утра”. По натуре своей Жуковский не был борцом, его “жалобы” никогда не перерастали в открытый протест. Он уходил от настоящего в прошлое, идеализировал его, думал о нем с грустью: О милый гость, […]...
- Мастерство Гавриила Державина в создании образа Екатерины II в оде “Фелица” Усиление в поэзии личностного начала, а в некоторых произведениях преимущественное к нему внимание было велением времени и логикой развития художественного творчества. В стихах Державина с небывалой полнотой раскрывается противоречивый образ человека, живого, естественного, с его достоинствами и пороками, взлетами и падениями. Излюбленный поэтический прием поэта – противопоставление. Он выявляет диалектическую связь противоречий в их единстве. […]...
- Стихотворение Ф. Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” (Восприятие, истолкование, оценка) Детство Тютчева прошло в усадьбе Овстуг, в Москве и подмосковном имении Троицкое. В семье царил патриархальный помещичий быт. Тютчев, рано проявивший способность к учению, получил хорошее домашнее образование. Его воспитателем был поэт и переводчик С. Е. Раич, познакомивший Тютчева с произведениями античности и классической итальянской литературы. В 12 лет будущий поэт под руководством своего наставника […]...
- Стихотворение Ф. Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…” (Восприятие, истолкование, оценка) Русская классическая литература всегда активно участвовала в общественной жизни страны, горячо откликаясь на животрепещущие социальные проблемы времени. Это особенно характерно для 60-х годов XIX века, когда происходило размежевание дворянской, аристократической и революционно-демократической литературных группировок. В данной исторической ситуации отказ “чистых” лириков затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы действительности не мог не вызвать со стороны критики […]...
- Стихотворение И. А. Бунина “Ночь” (Восприятие, истолкование, оценка) Великий прозаик Бунин писал стихи всю свою жизнь, хотя и написал когда-то: “Поэзия темпа, в словах невыразима”. Ему как раз удавалось выразить в словах малейшие оттенки человеческих чувств, всю свою огромную любозь к природе, всему живому, любовь к Богу и человеку. Поэзия Бунина несет в себе те же черты, что и проза: ясность и точность […]...
- Стихотворение С. А. Есенина “Мы теперь уходим понемногу…” (Восприятие, истолкование, оценка) Еще в древние времена, осознав трагическую конечность бытия, люди стремились напрямую не говорить о смерти, чтобы не навлечь на себя беду раньше срока. Именно поэтому в языке так много устойчивых выражений, обозначающих уход человека из жизни. Талантливый русский поэт С. Есенин тоже сумел подобрать мелодически тонкую и возвышенную метафору: Мы теперь уходим понемногу В ту […]...
- Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Жуковского “Море” Произведения романтиков часто имеют не только один, прямой смысл. За реальными предметами и явлениями, которые в них описываются, скрывается еще что то невысказанное, недоговоренное. Рассмотрим с этой точки зрения элегию Жуковского “Море”. Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Все три картины исполнены мастерски. В спокойной морской глади отражаются и чистая […]...
- Стихотворение И. А. Ьунина “Ночь” (Восприятие, истолкование, оценка) Великий прозаик Бунин писал стихи всю свою жизнь, хотя и написал когда-то: “Поэзия темна, в словах невыразима”. Ему как раз удавалось выразить в словах малейшие оттенки человеческих чувств, всю свою огромную любовь к природе, всему живому, любовь к Богу и человеку. Поэзия Бунина несет в себе те же черты, что и проза: ясность и точность […]...
- Стихотворение В. Маяковского “Послушайте!” (Восприятие, истолкование, оценка) Огромный, здоровенный Маяковский, со всей своей бескомпромиссной смелостью, которую не остановить никакой силищей, такой чуткий внутри. Обнаженными нервами цепляется, задевает он за окружающую его жизнь. Не может спокойно. Даже лирика Маяковского – это не чудная и гладкая песнь о любви, где все возвышенно – прекрасно, а, напротив, ершистая, сверлящая до глубины души. Точность фразы и […]...
- Стихотворение С. Есенина “Несказанное, синее, нежное…” (Восприятие, истолкование, оценка) Умудренный. Такой, словно бы ему сто с лишним лет. Старец с серебряною бородой – тридцатилетний Есенин. Красивое его сердце спокойно и ровно бьется, ни всплеска, ни шороха – гладь. Море после отбушевавшего шторма. Таким предстает Сергей Есенин в этом стихотворении. Прекрасны выразительные образы стиха. Прошедшую свою жизнь он сравнивает с оголтелой тройкой коней: Напылили кругом. […]...
- Стихотворение А. А. Блока “В ресторане” (восприятие, истолкование, оценка) Известно, что чем больше толкований у произведения, тем выше степень таланта его автора. А. Блок обладал удивительной способностью: он мог любую бытовую сцену превратить в сложнейшую философско-психологическую драму; ведь именно поэтому знаменитое стихотворение “Незнакомка” было е восторгом принято как тонкими ценителями литературы, так и не искушенными в поэзии девочками-проститутка-ми, которые, если верить воспоминаниям Ю. Анненкова, […]...
- Стихотворение Н. А. Некрасова “О, Муза! Я у двери гроба…” (истолкование, восприятие, оценка) “Муза мести и печали”,– так определил Некрасов общий характер своей поэзии. Мотивы “мести”, призывы к борьбе с угнетателями, тесно переплетенные с мотивами “печали”, с жалобами на тяжелое положение, составляли сущность народных песен, в которых изливалась душа народа, проявлялся самый склад его поэтического мышления. Говоря о “печальных песнях” русского народа, Некрасов причислял себя к “горемыкам-певцам”, чьи […]...
- Стихотворение И. А. Бунина “Слово” (Восприятие, истолкование, оценка) Уже при жизни И. А. Бунина называли “последним русским классиком”. В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова. В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как […]...
- Стихотворение В. В. Маяковского “Нате!” (Восприятие, истолкование, оценка) Центральный композиционный прием в стихотворении “Нате!”- антитеза. Уже само броское название красноречиво свидетельствует об этом. Ранний лирический герой В. Маяковского романтически противопоставляет себя всему человечеству. Он пытается взглянуть на мир со стороны. И этот вид ужасает его. Противостояние романтически окрыленного лирического героя и обрюзгшего мира подчеркивают и местоимения “я” – “вы”, контрастно противопоставленные в структуре […]...
- Стихотворение Н. А. Заболоцкого “Читая стихи” (восприятие, истолкование, оценка) Уникальная способность простыми словами говорить о великом была присуща Н. А. Заболоцкому. Взаимоотношения человека и природы, внутренняя и внешняя красота, любовь – это лишь небольшой перечень тем, которые раскрывает поэт в своих произведениях. Мне же наиболее интересны стихи, посвященные творчеству, рассказывающие о том, как рождаются шедевры. Поэт как бы впускает читателей к себе в мастерскую. […]...
- Стихотворение В. В. Маяковского “Сергею Есенину” (Восприятие, истолкование, оценка) В стихотворении “Сергею Есенину” В. Маяковский говорит о проблеме взаимоотношений поэта с его поэзией. Интересны художественные особенности этого стихотворения, работающие на мысль. Сразу надо заметить, цветовая гамма этой вещи совсем не богата, потому что автор, возможно, хотел обратить внимание читателя больше на содержание. Особенно выделяются белый и черный цвета. С одной стороны, такие цвета характерны […]...
- Стихотворение Н. А. Некрасова “Рыцарь на час” (восприятие, истолкование, оценка) Н. А. Некрасов вырос на Волге, в селе Грешнево Ярославской губернии. С раннего детства он очень любил русскую природу, много времени проводил в лесу, в поле, на берегу великой русской реки. Отец, семейный деспот, угнетал всех домочадцев. Больше всего от этого страдала мать поэта, Елена Андреевна. И поэтому всю свою любовь она отдавала детям. К […]...
- Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Пророк” (Восприятие, истолкование, оценка) “Пророк”, написанный в 1841 году, – одно из самых последних стихотворений Лермонтова, его поэтическое прощание и завещание. А начало его творческого пути, принесшее ему известность и славу, но в то же время и определившее дальнейший “тернистый путь”, – это стихотворение “Смерть поэта” 1837 года, утверждающее святость для России “дивного гения” Пушкина и бросающее гневное обвинение […]...
- Стихотворение А. С. Пушкина “Поэту” (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение “Поэту” было написано 7 июля 1830 года. Напечатано в “Северных цветах” в 1831 году. Написание его вызвано нападками на Пушкина на страницах “Московского телеграфа” и “Северной пчелы”, где до того времени печатались восторженные рецензии на его сочинения. По сути дела, это была травля со стороны Ф. В. Булгарина, обвинявшего поэта в приверженности либеральным идеям […]...
- Стихотворение А. А. Блока “Россия” (Восприятие, истолкование, оценка) Тема Родины занимает важное место в лирике А. Блока. Наиболее полно она воплощается в законченном цикле “На поле Куликовом” (1908), основной мотив которого – глубокая вера поэта в могущество России, в то, что она устоит при любых испытаниях. К циклу “На полу Куликовом” примыкает стихотворение “Россия” (1908), в котором поэт передает свое очень личное, романтически […]...
- Стихотворение В. А. Жуковского “Вечер” (Восприятие, истолкование, оценка) Василия Андреевича Жуковского по праву считают “литературным Колумбом Руси”, открывшим ей “Америку романтизма в поэзии”. В начале XIX века романтизм в России был новым направлением, которое пришло к нам из западноевропейской литературы. Романтизм принес с собой новые темы, образы, настроения, мотивы, художественные приемы изображения. Более того, можно сказать, что романтизм определил новое – романтическое – […]...