“Властителям и судиям” анализ стихотворения Державина
Стихотворение “Властителям и судиям” было написано Державиным в 1870 году. Опубликовано – в “Санкт-Петербургском Вестнике”. С большим трудом добивался поэт этой публикации.
И все же обличительная ода была напечатана в популярной газете. Она явилась свободным переводом одного из библейских псалмов царя Давида. Державин, сохранив гневный пафос оригинала, добавил в него свое чисто “русское” возмущение от “деяний сильных мира сего”.
На протяжении всего стихотворения обвиняются люди, наделенные высокой властью.
Державинская боль слышна в каждом слове оды. Тема ее ясна – убедить правителей жить по законам человечности и добродетели. Еще Державин обращается и к “судиям”. Он в их лице видит мудрость и справедливость.
Параллельный диалог автора раскрывает суть его стиха – посодействовать “высокому судейству” и покарать “возмущенным” словом “зазнавшихся” владык.
По тем временам стихотворение было более чем смелое. Оно было революционным, оно призывало к свержению самоуправства и беззакония. Словосочетание “карай лукавых” – это явный призыв к политическому перевороту. Державин верит, что возмездие накроет обнаглевших правителей.
Екатерина снисходительно отнеслась к “Властителям и судиям”. В государстве российском она слыла покровительницей всего прогрессивного и портить отношения с Державиным не хотела. Вот почему стихотворение дошло до нас без вмешательства цензуры.
Содержание стихотворения можно описать в виде небольшого рассказа, то есть уйти от лирики к эпосу: “Однажды Бог огляделся по сторонам и увидел внизу большую толпу народа. Все они были влиятельными людьми в своем государстве: создавали законы, вершили судьбы…И заметил Всевышний, что люди эти властью распоряжаются не справедливо, не честно, не человечно. Также Бог увидел, какие бесчинства творятся вокруг: много нищеты, голода, смертей, унижения… И понял Бог, что виноваты в бедствиях простых людей руководители государств.
И воззвал сверху разгневанный Всевышний толпу к совести. Но толпа не услышала гласа мудрого из поднебесья. Разочарованный в людях Бог исчез, опечаленный…
Печаль Бога подхватил одинокий и честный человек. Он стал клеймить “земных” правителей силой своего поэтического слова”.
“Властителям и судиям” написано Ямбом, с помощью перекрестной рифмы: судит-будет (женская), их-злых (мужская). Рифмы являются, в основном, словами одной части речи: невинных-бессильных (прилагательные), покров-оков (существительные), знают-потрясают (глаголы). Но есть и исключения: судья – я, внемли-земли.
В Эпитетах наблюдается усечение окончания прилагательного: боги властны, страстны, смертны. Это придает стихотворению торжественность и силу. Историзмы : рек, сонме, доколе, исторгнуть, мздою, очеса, злодействы, древ – подчеркивают как и давность событий, так и неумирающую красоту уходящего слова. Слог Державина величав и прост одновременно.
В оде семь восклицательных предложений! Они наполнены огромным чувством гнева и презрения. Хороши у Державина Сравнения :
И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!
Прилагательные увядший, последний показывают недолговечность бесчестного правления.
Лирический герой полон горечи, разочарования, бессилия. И все же он верит, что справедливость восторжествует. Торжественной песнью – Одой – называют державинское стихотворение.
Одой страстной, гневной, обличительной, революционной.