Мое любимое стихотворение (восприятие, истолкование, оценка). Стихотворение А. С. Пушкина «Наслаждение»
Все мы живем на этой большой и прекрасной Земле, и не проходит ни одного дня, чтобы мы не сделали для себя какого — то открытия, пусть даже самого маленького: будь то впервые услышанная музыка или песня, прочитанная книга или просмотренный спектакль. А иногда вдруг как будто хорошо знакомый человек открывается с новой стороны. И вот так день за днем.
Мы никогда не знаем, что же может произойти особенное в следующую секунду, но это особенное происходит, словно какая — то неведомая сила повелевает нами, пытаясь заставить нас поверить в его
Стихи — особенная область нашей духовной жизни. Любое прочитанное нами стихотворение проникает в наше сознание, оставляя в душе свой неповторимый след. При чтении одних стихотворений мы погружаемся в сказочный мир, полный чудес. В других узнаем мир реальный.
И ни один образ, ни один герой со слов знакомого человека не воспринимается нами более глубоко, чем тот, о котором мы узнаем сами. Мы словно сживаемся с лирическим героем сердцем и душой, сливаясь с ним воедино. И тогда мы глубже оцениваем реальную обстановку, ту, в которой жил поэт.
Мне очень нравится читать стихи. Из них я узнаю
Оно было написано в 1816 году, говорит о тонком мире поэта. С первых же строк от него веет какой — то легкой печалью, грустью. Поэт с сожалением пишет о своей молодости, которая постепенно, день за днем уходит в небытие, оставляя за собой «печали след».
Судьба лишила его радости жизни, лишила наслажденья. Создается такое впечатление, будто лирический герой, которого рисует нам А. Пушкин, живет на этом свете не по своей воле. Словно какая — то сила невидимым кольцом смыкается вокруг него, затрудняя мысли. Но она в то же время дает ему и способности дышать, чувствовать, думать.
Лирический герой Пушкина пытается слиться с реальностью, но не в силах понять всю глубину ее сути. Он искал отражение своих мировоззрений в мире иллюзий, летел вслед за мечтой на златых крыльях и был уверен, что судьба подарит ему счастье, «волшебную нежную красоту» любви. Но, к сожалению, бывает так, что в минуты счастья мы верим в то, что оно продлится еще долго.
Так мы, по крайней мере, хотим думать. Но судьба часто играет с нами. В решающий момент она наносит удар, как бы испытывая нас. Такое же испытание любовью проходит герой А. Пушкина:
Любовь явилась молодая
И полетела предо мной.
Кажется, что, наконец — то, судьба решила улыбнуться ему… Но, оказалось, она слишком далека, недосягаема. Тема стихотворения — несчастная любовь. не оправдавшая надежды героя. Не счастье принесла она ему, не радость, она лишь слегка коснулась его своим крылом, будто напомнив о своем существовании, дав понять, что предназначена не для него.
Ведь любовь — неуловимое чувство, которое поймать удается, увы, не каждому. Она приходит тогда, когда ее не ждешь, и уходит тоже внезапно. И тогда она становится памятью о пережитом.
Главная мысль, заключенная в стихотворении, — показать человека в минуты разочарования, в минуты одиночества, показать, как он справляется с собой, как преодолевает. Когда тебя покинули, сердце разрывается от горечи, в душе образуется рана, и только время способно ее вылечить. Лирического героя интересует главный вопрос его нынешней жизни:
Когда в сиянье возродится
Светильник тусклый юных дней
И мрачный путь мой озарится
Улыбкой спутницы моей?
Хотя вопрос этот не вечный. Просто сейчас наступила для него темная полоса, полоса разочарований и сожалений. И это нужно пережить, хотя и трудно.
В стихотворении слышится надежда на лучшее будущее, на светлую жизнь, на любовь.
Стихотворение «Наслажденье» написано четырехстрочным ямбом с перекрестной рифмовкой, любимым размером Пушкина. Вспомним, что и любимое нами «Зимнее утро», и «Воспоминания в Царском селе» написаны именно этим размером. Поэт искусно использует многочисленные художественные приемы.
Такие эпитеты, как «в неволе скучной», в «томном сердце», «златые крылья» и ряд других наполняют стихотворение более глубоким смыслом. Благодаря им каждая строчка насыщается красками, становится ярче. Также используются метафоры: «увядает жизни цвет», «младость отлетает», «возродится светильник».
Образы эти создают представление о несогласуемой смене жизненных перипетий.
В первой строфе стихотворения происходит ассонанс гласного. Так и смыкаются в тревожном ожидании наши губы. Мы «следуем» за этой магической буквой, и она переносит нас в иной мир, туда, где уже не властно влияние времени. Ее призыв звонко отдается в нашем сердце.
Начиная со второй строфы, мы улавливаем ассонанс гласной «о». Она чем-то напоминает нам колесо, которое беспрестанно катится по жизненной дороге, встречая на своем пути, камни и пороги. Еще активнее, еще быстрее следуем мы за мыслями и чувствами героя.
Он — в наших сердцах, мы сливаемся с ним воедино, мы чувствуем, как бьется его сердце в ожидании света, в ожидании люби, которая скоро осветит его дальнейший путь, его дальнейшую судьбу.
Читая стихотворение Пушкина, я полностью погружаюсь в тот мир, в котором живет и действует герой, в котором происходит его духовный рост, формируется его восприятие жизни глазами самого поэта. Я могу лучше понять те идеалы, которые были для него путеводной звездой, к чему стремился он на протяжении всей жизни. Это стихотворение мне очень понравилось. Это открыло мне глаза на нашу жизнь, на окружение.
Как часто кажется нам, что в трудные минуты почва уходит из-под ног, что нет больше сил терпеть испытания и нет возможности постичь их истинный смысл. Когда нам плохо, когда печаль сковывает нашу душу, нам кажется, что мы стоим на краю огромной пропасти и стоит только посмотреть в нее, как становится еще невыносимее. Но, какие бы препятствия ни встречались на нашем пути, какие бы испытания ни выпадали на долю, мы должны стараться выдержать все: от незначительной боли до самой глубокой.
Ведь, в конце концов, все проходит в этой жизни, ничто не вечно. Нужно жить в надежде на лучшее, в надежде на то, что счастливые минуты настанут и даже быстрее, чем мы ожидаем. Нужно только верить, нужно только ждать.
Наверное, так думал и мой любимый поэт, и лирический герой его стихотворения.