Стихотворение А. Пушкина “Поэт” (Восприятие, истолкование, оценка)



Говоря о Пушкине, нельзя не вспомнить стихотворение, в котором он обращается к высшему разуму, оно явилось как бы преддверием “Поэта”:
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.
Поэзия в представлении Пушкина существует не для услаждения избранных, она является могучим средством преобразования общества, ибо несет людям идеалы добра, справедливости и

любви. Поэт может вести обычный образ жизни, но наступает момент, когда он отказывается от “суетного света”, от мелочных проблем светской жизни и приступает к выполнению своего предназначения.
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен…
Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, – это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом?

Эти вопросы глубоко волновали Пушкина.

Его размышления на эту тему нашли полное и глубокое воплощение в его стихах. Видя несовершенство мира, поэт задумывается над тем, можно ли изменить его средством художественного слова, кому дается “судьбой витийства грозный дар”.
Он не забывает о том, что в его руках “святая лира”, которая только временно молчит.
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.

Наступает момент истины, “божественный глагол” пробуждает творческие силы, поэт преображается: “Тоскует он в забавах мира, \ Людской чуждается молвы…”, он глас народный и народный “Пророк”.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.

Теперь он враг тех, кто угнетает народ. Самодержавие не кумир для него. Он самодостаточен.

К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы.

Стихотворение “Поэт” как бы не заканчивается бегством того, кого коснулся “божественный глагол”. Не зря же там стоит многоточие.
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…
На самом деле поэт не бежит, а вступает в бой с тем, что считает несправедливым. Вся творческая жизнь Пушкина явилась ярким свидетельством верности его мыслей. Его смелая вольная поэзия протестовала против угнетения народа, призывала к борьбе за его свободу.

Она поддерживала дух ссыльных друзей-декабристов, внушала им мужество и стойкость.
Пушкин очень емко и лаконично говорит о смысле и цели своей поэзии, видя свою основную заслугу в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости. Поэтому, соприкоснувшись с гуманистической пушкинской поэзией, мы ощущаем потребность стать лучше, чище, учимся видеть вокруг красоту, гармонию. Значит, поэзия действительно способна преобразовать мир.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Стихотворение А. Пушкина “Поэт” (Восприятие, истолкование, оценка)