Сочинение по роману Чернышевского Н. Г. “Что делать?”;. Часть 1



Роман Н. Г. Чернышевского “Что делать?” был написан в Алексеевском равелине в период с 14 декабря 1862 по 4 ап­реля 1863 года и опубликован в мартовском, апрельском и майском номерах журнала “Современник” за 1863 год. Реак­ционные издания “Северная пчела”, “Московские ведомо­сти”, “Домашняя беседа”, славянофильский “День” обруши­лись на роман с разгромной критической кампанией. Когда на роман наложили запрет, он уже разошелся по стране в ты­сячах экземпляров, а вскоре был переведен на английский, французский, немецкий,

итальянский и многие другие языки мира.

Основной идеей романа является идея служения общест­венным интересам. В нем дан анализ современного автору общества и поставлены задачи формирования новых общест­венных отношений. Н. Г. Чернышевский попытался ответить в этом романе на вопрос о том, что нужно сделать, чтобы при­близить прекрасное будущее.

По содержанию роман тесно связан с романом И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Это своеоб­разное продолжение разговора о новых людях, новых нормах морали, новых общественных отношениях. Не случайно сразу после полемичного названия автор помещает подзаголовок

“Из рассказов о новых людях”. Н. Г. Чернышевский последо­вательно разворачивает свою социально-политическую про­грамму, выражающую фундаментальные социалистические идеалы (всеобщий труд, всестороннее развитие личности, ос­вобождение женщины от политического, экономического и

семейного рабства). Примечательно, что работа над романом началась в памятную дату восстания декабристов.

Роман “Что делать?” имеет разветвленную сюжетную структуру. Н. Г. Чернышевский использует в нем такие прие­мы, как сон, диалог, письма, внутренние монологи. Главная героиня романа – Вера Павловна Розальская.

Путь женщины к свободной общественной жизни, к освобождению от мещан­ских оков показан в романе на ее примере. Писатель свято ве­рил в то, что подобный путь вскоре станет массовым явлением в России. Не случайно писатель выбрал для своей героини го­ворящее имя. Героиня выросла в мещанской среде.

Сюжет произведения иллюстрирует путь героини к новым семейным и социальным отношениям. “По моим понятиям женщина за­нимает недостойное место в семействе. Меня возмущает нера­венство. Женщина должна быть равной мужчине”, – писал молодой Чернышевский в своем дневнике. Центральными ге­роями романа являются демократы-разночинцы Лопухов и Кирсанов.

У этих персонажей немало общих черт с Евгением Базаровым. Они мечтают посвятить свою жизнь служению общественным идеалам, борьбе за народное счастье. Оба они считают, что человек должен работать. Лопухов и Кирсанов пытаются строить жизнь на началах коллективизма.

Они ру­ководствуются так называемым правилом разумного эгоизма: “делай так, чтобы и другим было хорошо”. Высокие мораль­ные качества героев проявляются в их отношении к любви: это чувство в их понимании свободно от эгоизма. Не случай­но, почувствовав себя соперниками, герои предоставляют Ве­ре Павловне полную свободу выбора.

Их мужскую дружбу и душевное благородство не способно разрушить даже любов­ное чувство.

В произведении много афористичных фраз: “Труд без зна­ния бесплоден, наше счастье невозможно без счастья других”.

“Будем учиться и трудиться, будем петь и любить, будет рай на земле”, “…Есть чисто идеальные радости у самых погряз­ших в материализме сердец”, “…Если человек хорош и жизнь хороша”. “…Каждый порядочный человек стоит любви и уважения”.

Особый колорит в романе создает топонимика Санкт-Петербурга: Караванная, Невский, Средний проспект, Семе­новский мост, Выборгская, Васильевский остров.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение по роману Чернышевского Н. Г. “Что делать?”;. Часть 1