Сочинение по роману Чернышевского Н. Г. “Что делать?”;. Часть 1
Роман Н. Г. Чернышевского “Что делать?” был написан в Алексеевском равелине в период с 14 декабря 1862 по 4 апреля 1863 года и опубликован в мартовском, апрельском и майском номерах журнала “Современник” за 1863 год. Реакционные издания “Северная пчела”, “Московские ведомости”, “Домашняя беседа”, славянофильский “День” обрушились на роман с разгромной критической кампанией. Когда на роман наложили запрет, он уже разошелся по стране в тысячах экземпляров, а вскоре был переведен на английский, французский, немецкий,
Основной идеей романа является идея служения общественным интересам. В нем дан анализ современного автору общества и поставлены задачи формирования новых общественных отношений. Н. Г. Чернышевский попытался ответить в этом романе на вопрос о том, что нужно сделать, чтобы приблизить прекрасное будущее.
По содержанию роман тесно связан с романом И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Это своеобразное продолжение разговора о новых людях, новых нормах морали, новых общественных отношениях. Не случайно сразу после полемичного названия автор помещает подзаголовок
семейного рабства). Примечательно, что работа над романом началась в памятную дату восстания декабристов.
Роман “Что делать?” имеет разветвленную сюжетную структуру. Н. Г. Чернышевский использует в нем такие приемы, как сон, диалог, письма, внутренние монологи. Главная героиня романа – Вера Павловна Розальская.
Путь женщины к свободной общественной жизни, к освобождению от мещанских оков показан в романе на ее примере. Писатель свято верил в то, что подобный путь вскоре станет массовым явлением в России. Не случайно писатель выбрал для своей героини говорящее имя. Героиня выросла в мещанской среде.
Сюжет произведения иллюстрирует путь героини к новым семейным и социальным отношениям. “По моим понятиям женщина занимает недостойное место в семействе. Меня возмущает неравенство. Женщина должна быть равной мужчине”, – писал молодой Чернышевский в своем дневнике. Центральными героями романа являются демократы-разночинцы Лопухов и Кирсанов.
У этих персонажей немало общих черт с Евгением Базаровым. Они мечтают посвятить свою жизнь служению общественным идеалам, борьбе за народное счастье. Оба они считают, что человек должен работать. Лопухов и Кирсанов пытаются строить жизнь на началах коллективизма.
Они руководствуются так называемым правилом разумного эгоизма: “делай так, чтобы и другим было хорошо”. Высокие моральные качества героев проявляются в их отношении к любви: это чувство в их понимании свободно от эгоизма. Не случайно, почувствовав себя соперниками, герои предоставляют Вере Павловне полную свободу выбора.
Их мужскую дружбу и душевное благородство не способно разрушить даже любовное чувство.
В произведении много афористичных фраз: “Труд без знания бесплоден, наше счастье невозможно без счастья других”.
“Будем учиться и трудиться, будем петь и любить, будет рай на земле”, “…Есть чисто идеальные радости у самых погрязших в материализме сердец”, “…Если человек хорош и жизнь хороша”. “…Каждый порядочный человек стоит любви и уважения”.
Особый колорит в романе создает топонимика Санкт-Петербурга: Караванная, Невский, Средний проспект, Семеновский мост, Выборгская, Васильевский остров.