Теория “разумного эгоизма” в романе Г. Н. Чернышевского “Что делать?”
Каждый из нас стремится к счастью. Но счастье может быть разным. “Личное счастье” было провозглашено “альфой и омегой” человеческой жизни, пределом желаний, венцом стремлений.
“Личное счастье”! О чем же еще можно мечтать? К чему стремиться!
Чернышевский считал, что человек не может быть счастлив “сам с собой”. Только в общении с людьми может он быть действительно свободен. “Счастье двух” всецело зависит от жизни очень многих. И именно с этой точки зрения исключительный интерес представляет этическая теория
Теория разумного эгоизма Чернышевского (“жизнь во имя другого”) есть не что иное, как этическое выражение необходимости объединения и взаимопомощи, взаимоподдержки людей в труде. Героев Чернышевского объединяет одно великое “дело” – дело служения своему народу. Поэтому источником счастья этих людей является успех того дела, которое составляет смысл и радость жизни каждого из них.
Мысль о другом, забота о друге, основанная на общности интересов в едином стремлении, в единой борьбе, – вот что определяет моральные принципы героев Чернышевского.
Интересно применение этих
Поэтому и борьба за “свое” счастье для этих людей была борьбой за революционное переустройство общества, того общества, в котором нет возможности для “счастья всех”.
“Женский вопрос”, с которым связано “понимание любви”, неразрывно связан с этой теорией. Смысл и политическая злободневность постановки Чернышевским вопроса об этике семейных отношений, этике любви и заключаются как раз в том именно, что эти вопросы не берутся им в отвлеченно-моралистическом плане, не изолируются от практики, а рассматриваются как часть реальной жизни. Г. Н. Чернышевский понимал, что окончательное решение этого вопроса зависит от успеха “общего стремления к пересозданию всей человеческой жизни”.
Но и поведение своих героев в быту он рассматривал как участие их в борьбе за это “пересоздание” общества.
Эгоизм “новых людей” тоже строится на расчете и выгоде отдельного человека. Неслучайна ошибка Марьи Алексеевны, подслушавшей разговор Лопухова с Верочкой: “То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, – все это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе… Эта теория холодна, но учит человека добывать тепло…Эта теория безжалостна, но, следуя ей, люди не будут жалким предметом праздного сострадания…Эта теория прозаична, но она раскрывает истинные мотивы жизни, а поэзия в правде жизни…”.
На первый взгляд представляется, что обнаженный обывательский эгоизм Марьи Алексеевны действительно близок эгоизму “новых людей”. Однако это принципиально новый морально-этический кодекс. Суть его в том, что эгоизм “новых людей” подчинен естественному стремлению к счастью и добру.
Личная выгода человека должна соответствовать общечеловеческому интересу, который Чернышевский отождествлял с интересом трудового народа.
Одинокого счастья нет, счастье одного человека зависит от счастья других людей, от общего благосостояния общества. В одной из работ Чернышевский так сформулировал свое представление о нравственно-общественном идеале современного человека: “Положителен только тот, кто хочет быть вполне человеком, заботясь о собственном благосостоянии, любит и других людей (потому что одинокого счастья нет), отказываясь от мечтаний, несообразных с законами природы, не отказывается от полезной деятельности, находя многое действительно прекрасным, не отрицая также, что многое другое в ней дурно, и стремиться, при помощи благоприятных человеку сил и обстоятельств, бороться против того, что неблагоприятно человеческому счастью. Положительным человеком в истинном смысле может быть только человек любящий и благородный”.
Чернышевский никогда не защищал эгоизма в его буквальном смысле. “Искать счастья в эгоизме – ненатурально, и участь эгоиста нимало не завидна: он урод, а быть уродом неудобно и неприятно”,- пишет он в “Очерках гоголевского периода русской литературы”. “Разумные эгоисты” из романа “Что делать?” свою “выгоду”, свое представление о счастье не отделяют от счастья других людей. Лопухов освобождает Верочку от домашнего гнета и принудительного брака, а когда убеждается, что она любит Кирсанова, то “сходит со сцены” (впоследствии по поводу своего поступка он напишет: “Какое высокое наслаждение чувствовать себя поступающим как благородный человек…).
Итак, “разумный эгоизм” героев Чернышевского не имеет ничего общего с себялюбием, своекорыстием, индивидуализмом. Чернышевский, предлагая новое этическое учение, опирается на философский материализм. В центре его внимания – человек.
Выдвигая на первый план права человека, его “выгоду”, “расчет”, он тем самым призывал отказаться от разрушающего стяжательства, накопительства во имя достижения “природного” счастья человека, в каких бы неблагоприятных жизненных обстоятельствах он не находился. Думаю, что “теория разумного эгоизма”, о которой писал Чернышевский в XIX веке, применима и к нашему времени, ведь истории свойственно повторение.