Философские взгляды в романе Чернышевского «Что делать?»

Н. Г.Чернышевский в образной форме сформулировал личный общественный идеал в реалистическом романе «Что делать?», который был намеренно ориентирован на обычаи известной утопической литературы и ставший новаторским переосмыслением и формированием жанра несбыточной утопии.

Роман включает в себя наиболее глубокое и исчерпывающее изложение общественных, социальных идеалов Чернышевского. Заявляя об утопизме «Что делать?», следует иметь в виду не «мечтательность» идеала и даже не то, что Чернышевский не представлял значения

пролетариата, а был идеологом крестьянской революции, а художественную форму, в которой автор излагает и пропагандирует систему взглядов. Утопическое произведение, будучи выражением идеи, дает реальное воплощение этой идеи в образах, т. е. становится первым ее осуществлением, как бы мысленным экспериментом.

Чернышевский — крупнейший экономист, философ и политик России 60-х годов — остался философом и в своем беллетристическом романе. Роман доказывал разумность идеи социализма, ее соответствие потребностям и устремлениям человечества, утверждал ее осуществимость. Но главное — что социализм предстал

на страницах романа как исторически уже возникший и неотвратимо нарастающий процесс переустройства общества.

Из всей утопической европейской традиции роман Чернышевского выделяет тот факт, что автор рисует не только картину современного «социализма», но и пути приближения к будущей социальной гармонии. Путями, которыми, по мнению Чернышевского, человечество движется к социализму, являются пути социализации идеологии людей и путь политической борьбы за переустройство общества. Оба пути в романе проторенные.

Автор показывает, каким образом активно и деятельно идут «новые люди» обоими путями.

Чернышевский стоял на позициях социально-исторического объяснения деятельности людей. «Если все люди существенно одинаковы, то откуда же возникает разница в их поступках? Для нас теперь ясно, что все зависит от общественных привычек и от обстоятельств», — писал Чернышевский.

Распространение социалистических идей в России он связывает с изменением исторических условий. Чернышевский утверждал, что, когда созреют исторические условия, народ быстро начнет умнеть. И главной предпосылкой он считал изменение социального состава интеллигенции, т. е. вооружение знаниями людей, кровно связанных с народом.

Герои романа «Что делать?» — действительно разночинцы, люди умственного труда, естественные люди.

Всю свою жизнь Чернышевский был просветителем и считал, что людям надо разъяснять свои взгляды. Однако в силу цензурных условий ему приходилось о многом писать «эзоповым языком», впрочем, понятным читателям того времени.

Лопухов — активный пропагандист новых идей среди молодежи, общественный деятель. Студенты называют его «одною из лучших голов в Петербурге». Сам он считает работу в заводской конторе очень важной.

«Разговор имел практическую, полезную цель — содействие развитию умственной жизни, благородства и энергии в моих молодых друзьях». Естественно, что такой человек на заводе не мог ограничиться простой просветительской деятельностью. Чернышевский намекает на революционную работу Лопухова среди рабочих: «И мало ли что такое делает Лопухов на заводе, кроме обучения грамоте».

Что значило для тогдашних читателей упоминание о воскресных рабочих школах? Еще свежа была память о 10 июня 1862 года, когда указом правительства были закрыты воскресные школы. Да и было чего опасаться!

Революционные демократы 60-х годов проводили усиленную пропаганду революционных идей на заводах. Удобнее всего делать это было в воскресных школах, которые посещали взрослые люди.

Правительство стремилось направить работу в этих школах в религиозное русло. В них предписывалось изучать Закон Божий, чтение, письмо, начала арифметики — и никаких общественных наук. При каждой школе был священник, контролировавший благонамеренность.

Кстати, таким священником в «лицее всевозможных знаний» Веры Павловны должен был быть священник Мерцалов, который, однако, готовился читать запрещенную русскую и всемирную историю.

Самую активную работу в рабочей среде вели прогрессивные студенты Петербургской медико-хирургической академии. Они читали прокламации, объясняя рабочим слова «либерал», «революция», «деспотизм», «кризис». Лопухов «подобрал надежных преподавателей» для этой цели и объяснил им, «как учить грамоте».

Просветительская деятельность «новых людей» предполагала приближение будущего, а в творчестве Чернышевского она определила переход к персонажу — человеку рабочему, к теме научного социализма.

Пожалуй, самой знаменитой и самой явной философской теорией в романе является теория разумного эгоизма. Что же такое разумный эгоизм?

В романе часто говорится об эгоизме как о внутреннем побудителе поступков человека. Наиболее примитивный эгоизм Марьи Алексеевны, которая не делает никому зла без денежных расчетов. Гораздо более зловещ эгоизм обеспеченных людей. Заботы об излишествах, стремление к праздности — вот почва, на которой растет их эгоизм.

Пример — Жан Соловьев, разыгрывающий любовь к Кате Полозовой из-за ее наследства.

Эгоизм «новых людей» тоже строится на расчете и выгоде отдельного человека. «Каждый думает больше всего о себе», — говорит Вере Павловне Лопухов. Но это принципиально новый моральный кодекс. Суть его в том, что эгоизм «новых людей» подчинен естественному стремлению к счастью и добру. Личная выгода человека должна соответствовать общечеловеческому интересу, который Чернышевский отождествлял с интересом трудового народа.

Одинокого счастья нет, счастье одного человека зависит от благосостояния общества. «Разумные эгоисты» в романе свою выгоду, свое представление о счастье не отделяют от счастья других людей. Лопухов освобождает Верочку от принудительного брака, а когда убеждается, что она любит Кирсанова, — «сходит со сцены». Кирсанов помогает Кате Полозовой, Вера организует мастерскую, Рахметов помогает разрешить драматическую ситуацию.

Радужным проявлением морального кодекса является активное участие в улучшении и преобразовании общества.

Следовательно, «разумный эгоизм» героев романа не обладает ничем общим с себялюбием, корыстолюбием, индивидуализмом. Отчего же тогда «эгоизм»? Дело в том, что Чернышевский, опровергая морально-этические нормы старого общества, отвергал духовное происхождение моральных законов, потому что оно употреблялось в заинтересованностях властвующих классов. Он же базировал собственную систему, основываясь на мировоззренческий материализм, а конкретнее на антропологизм.

В средоточии — не Бог, а человек. Выставляя в главную очередь расчет, права человека, Чернышевский тем самым отрекался от веры и церкви во имя счастья человека.

Руководствоваться концепцией рационального эгоизма — означает отдать предпочтение этически безупречной направленности поведения, чтобы под воздействием индивидуального интереса не преступить справедливости общества, не ущемить посторонних прав. С данной целью герои Чернышевского берутся за самоанализ, беспристрастно оценивая чувства и разум.

Таким образом, роман Чернышевского «Что делать?» надо подвергать анализу в первый черед не как художественный труд, а как мировоззренческое соглашение. Форма же романа дозволяла писателю показать, а может быть, «осуществить» собственные идеи на практике, в жизни.


Философские взгляды в романе Чернышевского «Что делать?»