Творческое сочинение: Роман Чернышевского “Что делать”



Сочинение на тему : Эволюция замысла. Проблема жанра. Появление на страницах “Современника” романа Чернышевского, находившегося тогда в Петропавловской крепости, было событием громадной важности как в плане общественно-политическом, так и литературном.

На всю Россию прозвучало пламенное слово писателя, призывавшего к борьбе за будущее социалистическое общество, за новую жизнь, построенную на началах разума, за подлинно человеческие взаимоотношения между людьми, за новый революционный гуманизм.

По многочисленным воспоминаниям

современников известно, что роман с необыкновенным воодушевлением был встречен передовой молодежью, которая восприняла его как “откровение и программу”. Чернышевский создавал свой роман, руководствуясь теми основными эстетическими принципами, которые были сформулированы в его знаменитой диссертации. Однако нельзя забывать, что эстетические воззрения Чернышевского не оставались неизменными.

Они уточнялись в процессе его литературно-критической деятельности. Опыт непосредственной работы над художественным произведением, в свою очередь, заставил его пересмотреть или переосмыслить некоторые

представления, упрощенность или неясность которых он ощутил уже не с позиций теоретика, а с точки прения практика. В диссертации Чернышевский неоднократно подчеркивал: “Поэт в отношении к своим лицам почти всегда только историк или автор мемуаров”.

И в точном соответствии с этим положением он задумал “Что делать?

” вовсе не как роман, а как некий пересказ событий, будто бы происходивших в реальной действительности. Однако в процессе работы Чернышевский приходит к выводу, что у него есть необходимые данные для создания именно художественного произведения – романа, а не мемуарного, документального повествования “из жизни” добрых знакомых автора.

Спустя несколько месяцев после окончания “Что делать?” Чернышевский подводил итоги своим размышлениям о художественном своеобразии первого своего романа: “…Когда я писал “Что делать?”, во мне стала являться мысль: очень может быть, что у меня есть некоторая сила творчества. Я видел, что я не изображаю своих знакомых, не копирую,- что мои лица столь же вымышленные лица, как лица Гоголя…” . Эти соображения Чернышевского чрезвычайно важны не только как автохарактеристика его собственного романа. Они имеют и теоретическое значение, помогая, в частности, судить об определенной эволюции в эстетических взглядах автора.

Теперь он осознает художественную природу своего произведения, указывая на проявившуюся в нем творческую фантазию. Таким образом, для самого Чернышевского “Что делать?” – это роман, полноценное литературное произведение, связанное с определенными традициями в русской и мировой литературе (Дидро, Монтескье, Вольтер, Жорж Санд, Герцен) и полемически противопоставленное теории и практике враждебной эстетической школы. И в самом тексте романа Чернышевский настойчиво утверждает свое понимание принципов художественности.

Спор с проницательным читателем был необходим автору для дискредитации чуждых ему эстетических теорий, ибо проницательный читатель не просто воплощает обывательское мировоззрение, но принадлежит к лагерю “чистых эстетиков”, выражает их устоявшиеся понятия и представления. Роман “Что делать?” полемичен по отношению ко многим явле-миям современной ему русской литературы. В советской науке считается установленным, что он частично был задуман как своеобразный ответ на роман Тургенева “Отцы и дети”.

Можно добавить, что Чернышевский сознательно отталкивался и от творческого опыта Гончарова (который, в свою очередь, не принимал художест венный метод Чернышевского).

Мир Гончарова по преимуществу статичен, мир Чернышевского, напротив, динамичен. Воспроизведение жизни в ее движении, развитии прямо вытекает из главной особенности романа “Что делать?” – могущества мысли. Формы и приемы психологического анализа в романе “Что делать?” также внутренне полемичны.

Автор и его герои не только действуют, но прежде всего и мыслят по законам разума.

Просветительский рационализм приобретает у Чернышевского новый характер, он становится эстетической категорией. Самые сложные чувства героев всегда поддаются рациональному истолкованию. У них нет никакого душевного надрыва, мучительных колебаний.

Они обладают таким нравственным здоровьем, такой жизненной устойчивостью, таким оптимизмом, которые не встречались до сих пор в русской литературе.

Ясность и разумность чувств, переживаемых героями “Что делать?”, контрастируют с иррациональностью внутреннего мира героев Достоевского.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Творческое сочинение: Роман Чернышевского “Что делать”