Сочинение: Отображение героической борьбы за волю народных думах и песнях
Народ всегда нес в своих сердцах большое пламя свободы, которое ничем нельзя было погасить. И шли в бой украинцы за волю, шли, несмотря на то, что не всех ждало возвращение домой. Гремела слава о Запорожской Сечи, гремела слава казацкая, и собирались под казацкие флаги те, кто хотел воли, кто мечтал о ее независимости.
И составлялись тогда песни и думы, и шли по путям кобзари, рассказывая о казацких подвигах, победах и поражениях, поднимая патриотичный дух. Это все наша история, которой должны гордиться потомки.
Запорожская Сечь… Эти слова
Эй, в лугу красная калина, эй, эй, наклонилась: Чего-то наша знаменитая Украина, эй, эй, а мы же ту красную калину, эй, эй, да и поднимем; А мы же свою знаменитую Украину, эй, эй, и развеселим!
Бились запорожские казаки, так как уже не могли терпеть неволи, так как уже не имели сил смотреть на слезы женщин, матерей, так как не хотели быть рабами. Поэтому в песнях так часто слышаться призывы к борьбе: «Бери саблю острую,
Побеждали «казаки» и турок, и ляхов, и других захватчиков, чтобы возвратить себе самое главное — волю, независимость. На поле боя с казаками поем и песню о Байде «В Царьграде на рыночке», где мы видим фигуру пылкого патриота, мужественного защитника Родины. Народ наделяет его невероятной силой: вися на крюке, он стрелами убивает турецкого царя, царицу и их дочурку.
Такая условность дала возможность показать, что захватчики наказаны. Люди верили своим защитникам-казакам, поэтому и составили так много о них дум, песен и легенд. Среди них думы и о Казаке Голытьбе, который «не боится ни огня, ни меча, ни третьего болота», и о Самойле Кошке, «гетмане запорожском», и о Богдане Хмельницком, который «был за родного брата и отца казакам».
Сколько песен составлено о Богдане Хмельницком, о его героических битвах с поляками за честь родной земли, за честь родного народа.
Или не тот то хмель, Что круг шестов вьется? Ой тот то Хмельницкий, Что с ляхами бьется.
В борьбе с польской шляхтой Хмельницкий опирался на народные массы. Был, по народным представлениям, украинский гетман непобедимым. Не только легенды и песни прославляют Богдана Хмельницкого. Есть много дум, где рассказывается о героических подвигах украинского защитника.
Это думы: «Хмельницкий и Барабаш», «Хмельницкий и Василий Молдавский», «Победа Корсуньская» и прочие. Казаки в этих думах очень уважают своего гетмана:
«Эй, гетман Хмельницкий, Батя наш Богдан чигиринский! Дай, Бог, чтобы мы за твоей головой пили и гуляли, Веры своей христианской в поругание на вечные времена не давали!»
Были составлены думы и о боевых соратниках Хмельницкого, например, «Дума об Иване Богуне». Мы видим в ней ратный подвиг этого человека. В окруженной польскими войсками Виннице Богун применил хитрость: приказал прорубить на льду реки Буг проруби и замаскировать камышом.
Не подозревая ловушки, вражеская армия двинулась на лед — много интервентов утонуло, много было взято в плен. В думе показана сила Богуна: «…он ляхов-турок стрелял: и сабельками рубил, на аркан забирал, в реку Буг их утоплял…». В истории нашей Родины было много героических страниц.
Но наилучшими, мне кажется, были страницы о подвигах казацких. Недаром наш народ составил столько песен, дум и легенд о казацкой славе, о героической борьбе за волю, за независимость. И я думаю, эти песни и думы никогда не будут забыты нашим народом, так как они — это напоминание нам о том, что происходило много столетий тому назад, это наша героическая история!
Понравилось вам воевать? Это не так уже и плохо. Главное, что мы с вами вспомнили песни и думы, которые вам самим необходимо было прочитать.
А так еще вместе и историю повторили. У кого еще не исчезло желание воевать, может поплыть к следующей статье.