Главная ⇒ 📌Сочинения по литературе ⇒ Отражение в лирических песнях душевной красоты народа (1)
Отражение в лирических песнях душевной красоты народа (1)
Мы не знаем, когда появились первые песни, поскольку их истоки уходят в глубину веков. Не знаем и имен первых песенников, однако можно с уверенностью сказать, что именно в песнях сокрыты духовные сокровища человечества.
Понятие “народная песня” появилось не случайно. Так, песни раньше слагали люди, несомненно, талантливые, потому что их до сих пор поют потомки. Слова песен выходили из народа и возвращались к нему.
Лирические народные песни отличаются особой задушевностью и поэтической красотой. Их характерными чертами являются
В песнях нашли отражение горе и радости “сердца в тесном и ограниченном кругу общественных и семейных отношений”. Многие из них посвящены нелегкой женской доле – разлуке с любимым или насильной выдаче замуж за немилого и постылого.
Не давай меня, батюшка, замуж,
Не давай, государь, за неровню,
Не мечись на большое богатство,
Не гляди на высоки хоромы.
Не с хоромами жить, с человеком,
Не с богатством жить мне, с советом.
Распространенной является также тема тоски по родной стороне. Главным персонажем здесь обычно выступает “добрый
Отдают меня, добра молодца, в царску службу
Что во ту ль, во ту службу царскую, во солдаты.
Часто герои песен ропщут на горькую молодецкую долю, обрекшую их скитаться на чужбине, покоряясь чужой воле:
Сторона ль моя незнакомая!
…Занесла меня кручинушка,
Что кручинушка великая –
Служба грозная государева,
Прытость, бодрость молодецкая…
К лирическим песням причисляют также песни воинские, разбойничьи, песни народных восстаний. В них часто звучит тема угнетения простых людей, их страданий и бедственного положения, а также произвола бояр:
Гонят старого, гонят малого
На работушку ранешенько,
А с работушки позднешенько.
Мне очень нравятся лирические народные песни, и я надеюсь, что они никогда не будут забыты.
(1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...
Related posts:
- НРАВСТВЕННЫЕ УСТОИ В ЛИРИЧЕСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСНЯХ Главное содержание и основное назначение народной лирики – выражение отношения к тем или иным жизненным явлениям, передача определенных мыслей, чувств, настроений. Главными героями любовных лирических песен являются молодые люди, девушки и юноши. Основное содержание этих песен – отношения юных влюбленных сердец между собой, чувства, переживания. Но и в этих песнях, проникнутых чувством всепоглощающей любви, мы […]...
- Отображение нравственности народа в народных песнях В научной литературе наряду с понятием “устное народное творчество” применяется термин “фольклор”, т. е. “народная мудрость”, так как в народном творчестве отразились представления народа об окружающем мире, его обычаи, стремления, надежды и мечты. Но главное, за что мы ценим народное творчество, это то, что в нем отражен характер народа, его лучшие моральные качества: доброта, искренность, […]...
- Инстинкт красоты душевной в образе Печорина Нигде так глубоко не раскрывается человечность Печорина, сложность и противоречивость его натуры, его трагизм, как в отношениях его к Вере. Она “инстинктом красоты душевной” разгадала в Печорине то, что было недоступно другим. Она признавалась ему в прощальном письме: “Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин в твоей природе есть что-то […]...
- “Божественная” польза поэзии – в ее человечности, просветлении душевной красоты Стих Пушкина не отстаивает позиции чистого искусства, как думали критики и поэты 1860-х годов. Он защищает чистоту искусства от навязывания несвойственных ему функций и задач. Если “толпа” этого не понимает, то поэт обречен на одиночество и такую волю помыслов, единственным критерием оценки которых является его собственный суд – суд требовательного художника: Ты царь: живи один. […]...
- ЧУВСТВА ДОБРЫЕ Я ЛИРОЙ ПРОБУЖДАЛ (СОЧИНЕНИЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ НА ТЕМУ ДУШЕВНОЙ ДОБРОТЫ РУССКОГО НАРОДА) (СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ НА ТЕМУ ДУШЕВНОЙ ДОБРОТЫ РУССКОГО НАРОДА) О душевной доброте и отзывчивости русского человека говорили и писали многие русские и иностранные писатели, путешественники и философы. Большинство из них считали доброту одним из основных свойств русского народа вообще. Н. Лосский, например, писал, что русская доброта “поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью […]...
- Патриотический пафос былин, отражение в них нравственных идеалов народа? Лови. И лайк пожалуйста. ЧТобы баллы были и вот тебе ответ В образах героев былин, в их мужественном поведении народ воспевал патриотические подвиги, самоотверженную борьбу за родную землю, беззаветную храбрость и удаль народную, сочувствие угнетенным, ясный ум, стойкий характер, прямоту и неподкупность – лучшие черты русского характера. Нравственные идеалы русского народа: прославление, мирного труда, мастерство, […]...
- Отражение в поэмах Твардовского героизма простого народа “Навечное обязательство живых перед павшими”. Эти слова объясняют причины, побудившие Твардовского вернуться, с одной стороны, к начатому еще во время войны “Дому у дороги”, а с другой – к “одним из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце” впечатлений минувших лет – впечатлениям поездки осенью 1942 года под Ржев, где шли затяжные, кровопролитные […]...
- Отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме А. Ахматовой “Реквием” Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. А. Ахматова План I. Трагическая судьба поэтессы. II. “Реквием” – поэма, посвященная репрессиям. 1. История создания поэмы. 2. Трагедия женщины, матери, человека. 3. Тема памятника в поэме. III. Трагедийность поэзии […]...
- Загадки как отражение культуры народа (Детские народные сказки) Загадка нет только развивает мышление, но и приоткрывает окошечко в окружающий мир, привлекает внимание к невидимым признакам предметов и явлений. Ученые считают, что загадки – это своеобразный свод знаний народа, выражающий их мировоззрение. В загадках мы видим не просто лес, а конкретно березу, дуб, сосну; не дом, а крышу, окно, бревно. Осязаемые элементы физического мира […]...
- Отражение нравственных критериев народа в былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник” Горький писал: “Начало искусства слова – в фольклоре”. Изучая русский фольклор, мы знакомимся с истоками русской литературы. В устном поэтическом творчестве выражаются представления: народа об обществе, государстве, раскрываются нравственные идеалы. Былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник” принадлежит к героическому эпосу и повествует о тех временах, когда Русь страдала от татарского нашествия. В образе богатыря Ильи Муромца […]...
- Особенности лирических песен Особенности лирических песен таковы: они медленные, протяжные. Для них характерна народная символика, параллелизм, повторы, постоянные эпитеты. Чаще всего в лирических песнях рассказывалось о грустных переживаниях, о неразделенной любви, о невозможности соединения двух любящих сердец. В исторических песнях рассказывалось об определенных исторических событиях, но не просто о событиях, а о переживаниях людей, свидетелей или участников этих […]...
- Жизнь народа – жестокое отражение действительности в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Над созданием поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов работал до конца своей жизни. Центральным героем этой поэмы является народ. Некрасов правдиво изобразил темные стороны жизни русского крестьянства. Даже названия деревень говорят о нищете, убогости российской действительности: Мы мужики степенные, Из временно обязанных, Подтянутой губернии, Пустопорожней волости, Из смежных деревень: Несытова, Неелова, Заплатова, Дырявина, Горелок, […]...
- Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме А. Ахматовой “Реквием” “А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы не единого удара Не отклонили от себя…” А. Ахматова У каждого поэта – своя трагедия. Именно она и интересна современникам. Трагедия Анны Ахматовой в том, что, когда в ее стихах зазвучали подлинно гражданские мотивы, она была вынуждена молчать. Поколение не знало своего поэта. Для многих […]...
- Отражение социальных и нравственных заблуждений народа в повести А. П. Платонова “Котлован” Это взлетевшая над своим временем гениальная русская мысль. Е. Евтушенко Произведения Андрея Платонова всегда интересны, самобытны и богаты философскими прозрениями о смысле жизни. История жизни общества 20-30-х годов прошлого века мало знакома нам, молодым читателям, а обойти молчанием этот период, я думаю, нельзя, тем более, что речь идет о социальных и нравственных заблуждениях народа в […]...
- ВЫРАЖЕНИЕ СТРЕМЛЕНИЯ К СВОБОДЕ И НЕЗАВИСИМОСТИ В ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕСНЯХ ВЫРАЖЕНИЕ СТРЕМЛЕНИЯ К СВОБОДЕ И НЕЗАВИСИМОСТИ В ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕСНЯХ Устное народное творчество – бесценная духовная сокровищница нации, которая в ярких образах отображает историческое прошлое и современность, сохраняя для потомков события и дух предшествующих исторических эпох. Поскольку фольклор и историческая жизнь народа неотделимы друг от друга, то историческими песнями можно считать все народные песни, ведь в […]...
- Отражение революционной борьбы русского народа в очерках Серафимовича В очерке “На Пресне”, написанном в самые напряженные дни вооруженного восстания в Москве, основной акцент сделан на зверствах царских карателей. Одновременно Серафимович говорит о мужестве защитников баррикад на Пресне, подчеркивает “моральное превосходство восставших над дубасовской полицейщиной”, показывает сочувствие рабочим-дружинникам со стороны широких народных масс. В очерке отражены только факты, но они настолько красноречивы, а точка […]...
- Сочинение: Отображение героической борьбы за волю народных думах и песнях Народ всегда нес в своих сердцах большое пламя свободы, которое ничем нельзя было погасить. И шли в бой украинцы за волю, шли, несмотря на то, что не всех ждало возвращение домой. Гремела слава о Запорожской Сечи, гремела слава казацкая, и собирались под казацкие флаги те, кто хотел воли, кто мечтал о ее независимости. И составлялись […]...
- Отображение борьбы за волю казачества в народных думах и песнях Народ Всегда нес в своих сердцах великое пламя свободы, которое ничем нельзя было погасить. Шли в бой украинцы за волю, шли, хотя и понимали, что не всех ожидало возвращение домой. Гремела слава о Запорожской Сечи, гремела слава казацкая, и собирались под казацкие флаги люди, те, кто хотел воли для родной Украины, те, кто мечтал о […]...
- Тема красоты и мира человека в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” В романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой утверждает, что у каждого человека есть свой мир и мировосприятие, а значит, и восприятие красоты. Писатель раскрывает внутренний мир своих героев, показывает их духовную красоту, которая проявляется в непрерывной внутренней борьбе мыслей и чувств. Наташа Ростова, любимая героиня писателя, тонко чувствует добро, правду, красоту человека, искусство, природу. […]...
- ОСУЖДЕНИЕ ПОШЛОСТИ И ДУШЕВНОЙ ЧЕРСТВОСТИ В РАССКАЗАХ А. П. ЧЕХОВА Страшно, страшно подумать, сколько хороших, только слабых волей людей губит пошлость, как она сильно затягивает, и потом уже не вырвешься. Из писем читателей к Чехову Годы молодости, которые Некрасов когда-то назвал “праздником жизни”, сравнительно редко привлекают внимание Чехова-художника, но во всяком случае реже, чем, например, русских писателей первой половины XIX века. “Теперь нельзя брать героя […]...
- Тема душевной стойкости и предательства в повести Сотников В. Быков – повесть “Сотников”. Тема душевной стойкости и предательства, расширение понятия “героизм” характерны для повести В. Быкова “Сотников”. В произведении нет ни грандиозных танковых сражений, ни сцен впечатляющих боев. Все свое внимание писатель уделяет внутреннему миру человека на войне. Вспомним сюжет повести. Зимней ночью двое партизан, Рыбак и Сотников, отправляются в путь. Они должны достать […]...
- Отражение истории в лирике О. Э. Мандельштама Отражение истории в лирике О. Э. Мандельштама Личная и творческая судьба поэта Осипа Мандельштама сложилась весьма трагично. Он творил и жил в непростую для страны эпоху сталинского тоталитаризма. Если в своих ранних поэтических произведениях Мандельштам любуется красотой природы, в них ощущается полная гармония, единение поэта со всем миром, то позже происходит значительная переоценка красоты и […]...
- Сборник лирических стихотворений “Увядшая листва” “Увядшая листва” иногда называют сборником лирических стихотворений. Это не совсем верно. Книжка имеет стройное строение, крепкий сюжет и ту внутреннюю цельность замысла, которая принуждает нас воспринимать каждое лирическое стихотворение сборника, как отдельный кирпичик большого строения. Вот почему Франко и назвал свою “Увядшую листву” лирической драмой. Лирическая драма поражает читателя большой внутренней концентрированностью лирического чувства, необычным […]...
- Белая лебедушка характерный образ русских лирических песен Белая лебедушка – очень характерный образ русских лирических песен, символ девушки-невесты. Девы-лебеди известны и в волшебной сказке. Прекрасная царевна Лебедь соединяет фантастические и лирические представления народной поэзии о женской красоте. И только один раз прорывается авторское – вздохнув глубоко. Чудесная Лебедь, еще не сбросившая своих перьев, переживает предстоящее замужество так же, как крестьянская девушка на […]...
- Античная лирика и отражение ее мотивов в русской литературе В 7 в. до н. э. героический эпос потерял руководящее значение в литературе, первое место стала занимать лирика. Это явилось результатом серьезных изменений, совершившихся в экономической, политической и общественной жизни греческого народа. Название “лирика” – греческое, происходит от названия струнного инструмента “лира” и предполагает исполнение песни под аккомпанемент лиры, как это видно в песнях Алкея, […]...
- Историко-литературное значение лирических произведений Радищева Произведения А. Н. Радищева появились в печати с некоторым запозданием. В 1807-1811 гг. его сыновьями и почитателями было выпущено “Собрание оставшихся сочинений покойного Александра Николаевича Радищева”. Хотя здесь, по вполне понятным причинам не могло быть напечатано “Путешествие из Петербурга в Москву”, тем не менее читатель получил возможность познакомиться с большей частью произведений писателя, трагическая судьба […]...
- Роль лирических отступлений в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Роман в стихах “Евгений Онегин” – одно из величайших достояний русской литературы 19 века. Каждый, кто читал это произведение, находил для себя что-то новое. В. Г. Белинский по праву назвал роман “энциклопедией русской жизни”. В “Евгении Онегине” А. С. Пушкин отделил автора от главного героя. Повествователь, от чьего имени ведется рассказ, присутствует в романе наравне […]...
- (А). ТЕМА НАРОДА И ТЕМА ЖЕНЩИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. НЕКРАСОВА Тема народа – основная в лирике Некрасова. Новаторство Некрасова в изображении крестьян. Автобиографические мотивы в лирике на народную тематику. Трагическая судьба женщин-крестьянок. Глубокое сочувствие обездоленным крестьянам. Резкое осуждение вельмож, презирающих народ. Крестьяне могут надеяться только на себя. Призыв к революционной борьбе, обращенный к крестьянству. Понятие о народности литературы. Народность – воплощение национального характера в отдельном […]...
- К сочинению о подвиге народа в Великой Отечественной войне Нам свои боевые не сносить ордена. Вам все это, живые, нам – отрада одна, Что не даром боролись мы за родину – мать. Твардовский 56 лет страну озаряет свет победы Великой Отечественной войны. Нелегкой ценой досталась она. 1418 дней шла наша родина дорогами тяжелейших из войн, чтобы спасти все человечество от фашизма. Мы не видели […]...
- Тема: Образ народа в романе в стихах “Евгений Онегин” В. Г. Белинский Сказал о романе Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин”, что это произведение является поистине народным произведением, настоящей энциклопедией русской жизни. В своем романе Пушкин, благодаря образу Татьяны Лариной, ярко изобразил народные русские традиции, показал народный дух, народное самосознание. В первой главе романа “Евгений Онегин” поэт показывает читателю начало трудового дня в Петербурге, при […]...
- Сопоставить позиции лирических героев в стихотворениях “Ангел – хранитель” А. Блока и “Рыцарь на час” Н. А. Некрасова Стихотворения “Ангел – хранитель” А. Блока и “Рыцарь на час” Н. А. Некрасова на первый взгляд не имеют между собой ничего общего. Действительно, А. Блок и Некрасов – это совершенно разные писатели, каждый из которых отличается своим самобытным стилем, характером произведений, они жили и творили, по – существу, в разных эпохах: “Рыцарь на час” был […]...
- Философские размышления в лирических отступлениях романа А. С. ПУшкина “Евгений Онегин” В свое время критик В. Г. Белинский назвал роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”. Пушкин коснулся в нем многого: проблемы долга и чести, русской культуры, счастья, любви, верности… Личность поэта проявляется в каждой строчке романа: в монологах, репликах. В образе автора мы находим настоящего друга, шутливого собеседника, мудрого человека. Среди лирических отступлений автора о природе, […]...
- Специфика лирических отступлений в романе А. Фадеева “Молодая гвардия” Характерной особенностью композиции романа А. Фадеева “Молодая гвардия” являются лирические отступления. Лирические отступления – непосредственное выражение эпическим писателем своих мыслей и чувств. Эти отступления – характерная особенность только эпических произведений, так как в драматических произведениях авторская речь фактически отсутствует, а лирические произведения целиком представляют собой непосредственное выражение мыслей и чувств поэта. Композиционная роль лирических отступлений […]...
- Сопоставительный анализ при изучении лирических произведений Сопоставительный анализ как прием изучения эпических и драматических произведений – один из традиционных в методике и практике преподавания литературы в отечественной школе. Он логически обусловлен всем комплексом содержательных элементов самих текстов: их тематикой, проблематикой, конфликтом, идейным смыслом. Диапазон возможных сопоставлений весьма широк: от хрестоматийных антиподов Гринева-Швабрина, Чацкого-Молчалина до персонажей-двойников: Печорина и Вернера, Раскольникова и Свидригайлова… […]...
- Осуждение пошлости и душевной черствости в рассказах Антона Чехова Годы молодости, которые Некрасов когда-то назвал “праздником жизни”, сравнительно редко привлекают внимание Чехова-художника, но во всяком случае реже, чем, например, русских писателей первой половины XIX века. “Теперь нельзя брать героя моложе 30-35 лет”, – говорил Чехов, противопоставляя своих героев 20-летним Печорину и Онегину. Один из самых интересных молодых героев, созданных Чеховым, – студент Иван Великопольский […]...
- Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы? Эпоха компьютеризации – это время, в котором живет современный человек. Просто одним нажатием клавиши человеком находится любая интересующая его информация. Неужели XXI век положит конец потребности в книге? Нет, конечно, никакому компьютеру не под силу Заменить счастливые моменты общения с книгой, ведь она исполняет роль замечательного друга, наделяя людей духовностью. С ее помощью развеваются наши […]...
- Любовь и творчество в лирических отступлениях “Евгения Онегина” А. С. Пушкина Роман Пушкина “Евгений Онегин” – произведение во многом новаторское. Это касается и его жанра, и его композиции, и его языка. Одним из нововведений Пушкина в этом произведении стал образ автора. Благодаря этому герою Пушкин смог рассуждать в романе о многих вещах, волнующих его. Так, он говорит с читателем о дружбе, молодости, обсуждает с ним своих […]...
- Богиня любви и красоты Афродита. Пигмалион и Галатея Афродита рождается из пены морской. Афродита, одна из самых почитаемых богинь Олимпа, родилась из белоснежной пены морских волн около острова Кипр [поэтому называют ее Киприда, “Рожденная на Кипре”], а оттуда подплыла к священному острову Кифера [от названия этого острова пошло еще одно ее прозвище – Киферея]. На прекрасной раковине добралась она до берега. Окружили богиню […]...
- Историческая концепция Л. Н. Толстого и ее отражение в романе “Война и мир” Весь роман Льва Николаевича Толстого построен на противопоставлениях (вспомним хотя бы название произведения). И в своем понимании истории Толстой отличается от традиционных историков. Писатель не соглашается со всяким, кто считает, что личность определяет исторический процесс. Эти утверждения, в значительной части, опирались на учение Гегеля, который утверждал, что проводниками мирового разума являются великие люди, которые первыми […]...
- УРОК МУЖЕСТВА И ДУШЕВНОЙ СТОЙКОСТИ (по поэме А. А. Ахматовой “Реквием”) УРОК МУЖЕСТВА И ДУШЕВНОЙ СТОЙКОСТИ (по поэме А. А. Ахматовой “Реквием”) Поэма А. Ахматовой “Реквием” – в истории русской литературы произведение уникальное. Само его создание – акт величайшего мужества и душевной стойкости, ведь оно создавалось в разгар сталинских репрессий, буквально по горячим следам страшных событий. Если бы власти узнали о существовании такого произведения, последствия были […]...