Николай Джеря — активный борец за волю
Кто не знает, что такое рабство, духовное и физическое? Именно такими рабами и были крепостные, которые всю свою жизнь работали на господина в то время, когда их собственные семьи были под угрозой голодной смерти. Но были люди, которые не молчали, а смело поднимали свой голос против издевательств, против жестокой эксплуатации.
Таким человеком предстает передо мной Николай Джеря.
Автор потому и сделал его главным героем, потому что имеет Джеря пламенное сердце, в котором нашла себе место воля к жизни, воля к счастью. Как красиво всегда начинается
Заснул будто ненадолго да и услышал сквозь сон песню, которая показалась ему «каким-то чудом». Со временем эта «песня» вылилась в прекрасную любовь, которую пронес Николай Джеря через всю жизнь, любовь к простой девушке Нимидоре. Работая рядом с Николаем на господском поле, она рассказала ему о своей печальной сиротской судьбе, о трудной работе в батрачестве и на барщине. Жалобный рассказ девушки вызвал у молодого Джери глубокое сочувствие к обездоленным, зажег в нем гневную ненависть к крепостникам.
Женившись на Нимидоре,
На жатве, отработав барщину, Джери, вопреки распоряжению есаула, пошли жать свою рожь. Эта непокорность вызвала конфликт: «Есаул замахнулся на Николая нагайкой», а Николай пригрозил ему серпом. По распоряжению помещика Николая и его отца отхлестали розгами.
Вдобавок, есаул ударил Нимидору за то, что она на третий день после родов не вышла на барщину. «У Николая болело сердце, а в душе зашевелилась мысль отомстить за себя, за отца, за Нимидору».
А здесь еще и отец умер, а платить подушный налог за него надо. Неоткуда ждать помощи крепостному! Во время жатвы Николай снова выступает на защиту крепостных, советует им собирать свой хлеб, подстрекает односельчан не идти на малый сноп жать у господина. Вместе со своими единомышленниками он мстил есаулу за его доносы и клевету господину.
Лупцуя его киями, Николай со злостью приказывал: «Это тебе за господина, а это за барщину…». Стычки Джери с господином становятся все напряженнее. А когда бунтари узнали, что Бжозовский собирается отдать их в москали, они решают убежать от поработителя. Решительный протест Николая против угнетения будто пробуждает единомышленников к открытым действиям.
В ту ночь когда завербованные убегают из села, на господском току вспыхивают скирды ржи и пшеницы. Яркое пламя, которое освещает путь беглецам, символизирует собой непобедимую стихийную силу, способную все смести на своем пути. Сначала Николай со своими друзьями за мизерное жалованье работают на стеблевской сахарне. Уже через год трудная работа, недоедание и кручина глубоко отразились на Джере: «Он так помрачнел и изменился на лице, что его трудно было узнать».
Но узнает его господин Бжозовский, который приехал искать беглецов. Здесь Николай готов пойти на все, так как только ненависть живет в его сердце. Столько ненависти накопилось в его душе, что Николай со злостью разбивает золотые часы, которые забыл господин. Здесь Джеря — волевой, честный человек, в котором кипит злая стихийная ненависть ко всему господскому.
Условия, созданные на сахарне были не лучше, чем в Стеблеве. А как кормили! От такой пищи умер Петр Арбуз. Джеря призывает не мириться с порядками на сахарне.
Были побиты окна в доме хозяина, а Николай хотел даже побить Бродовского. Снова Николай бунтует, ненавидит. Это уже отчаяние…Пришлось вербовчанам убегать.
Бурлацкая судьба загнала их в Бессарабию. Там они начали работать в рыболовецкой ватаге Ивана Ковбаненко. Но и здесь бурлаки не имели покоя: полиция делала облавы на беглецов, и им приходилось прятаться.
В борьбе против насилия и несправедливости Николай Джеря закалил свой характер. Даже на суде над пойманными крепостными он держится гордо и независимо: «Его не согнула недоля и тяжелая неволя». Мне кажется. такого человека ничто не может сломать! Когда было объявлено об отмене крепостничества, Николай вернулся домой, но не застал уже в живых ни жены, ни матери.
Но и это не смогло убить его бунтарский дух и после реформы Николай Джеря пылко выступает против панства.
Он разоблачает мошеннические поступки волостного головы и добивается того, что его снимают с должности. Также призывает крестьян не брать плохих земельных наделов, не сеять их: «Кто посеет хлеб, тот будет предателем общине», — советует настаивать на возвращении общественных садов, которые присвоил господин. Но и теперь Николая садят в тюрьму и приходит в негодование: «Вот тебе и воля!.. И зачем было возвращаться в этот проклятый край!».
В образе Николая Джери воплощены большие духовные силы народа. Но, по моему мнению, каким бы свободолюбивым ни был Николай, каким бы бунтарским ни был у него характер, он ничего не мог сделать сам, без помощи людей. Нужно было переходить от стихийной к организованной борьбе, сплотить людей.
А до этого, я считаю, Николай Джеря еще не «дорос», поэтому его мечта о счастье пока что была невыполнима.