Роль контрастов в повести И. Нечуя-Левицкого “Николай Джеря”
В 70-е годы XIX века И. Нечуй-Левицкий, как отмечал Иван Франко, “постиг вершины своего литературного творчества, написав “Николая Джерю… “. Повесть отличается стройностью композиции. Произведение строится на принципе контраста, противопоставления. Его писатель придерживается, когда раскрывает характеры персонажей, описывает природу.
Бунтарство Николая, откровенный протест – все это выступает контрастом полуфеодального строя, к патриархальному быту, в котором веками жило крестьянство. По принципу противопоставления писатель
Контрастно изображены и женщины – Нимидора и Мокрина. Нечуй-Левицкий, как и многие другие украинские писатели, не мог мириться с тем, что на благодатной земле, богатой природными дарами, люди прозябали в крайней нищете. Средство контраста помогает писателю воссоздать вопиющее несоответствие между богатейшей землей и крепостничеством крестьян-земледельцев.
В повести
И. Франко отмечал: “прехороший описано у Нечуя, как и вольная, хотя нечеловеческими узами связана душа все время рвется на свет, старается громко себе заявить”. Николай мечтал, чтобы Нимидора была счастлива, и на пути к счастью стояла крепостничество. Он начинает задумываться над своим положением, напряженно ищет причины неравенства людей.
Постепенно Николай находит ответы на свои вопросы, размышления. Он начинает сопротивляться господскому произволу, публично выражает возмущение действиями господина, отказывается работать на барщине. Николай – мужественный, смелый, честный человек, остро чувствует несправедливость.
Всю жизнь он борется за свободу. Николай – человек свободолюбивого духа, который осознает свое человеческое достоинство. Образ Николая Джерри является типичным, он воспринимается как живая личность.
Это многогранный образ крестьянина-бунтаря, не покоряющегося обстоятельствам.
- Значение повести И. Нечуя-Левицкого “Николай Джеря” Одним из самых известных произведений Ивана Нечуя-Левицкого является повесть “Николай Джеря”, в которой писатель передал мечты, мысли и чаяния крепостных. Заслуга Нечуя-Левицкого заключается в том, что он показал основной конфликт того времени – противостояние между крепостными и помещиками. Повесть отличается яркостью характеров, писатель как бы кистью изображает развернутые живописные пейзажи. В произведении воссозданы широкие просторы […]...
- Национальная идея в повести Ивана Нечуя-Левицкого “Тучи” Творческая деятельность Ивана Нечуя-Левицкого знаменовала расширение тематических границ, проблематики и обогащение жанров и образных средств украинской художественной литературы. Он обращал внимание на необходимость срисовать во всей полноте народную жизнь, показать характерные типы, быт, обычаи, взаимоотношения разных состояний тогдашней Украины. В пределах собственной начерченной творческой программы Нечуй-Левицкий создал большое количество колоритных образов, среди которых и представители […]...
- Сравнительная характеристика Карпа и Лаврина из повести И. Нечуя-Левицкого “Кайдашева семья” Образы представителей младшего поколения также обрисованы в юмористически бытовом плане. Изображая Карпа и Лаврина, автор с одной стороны противопоставляет их друг другу, а с другой выделяет их общие черты. Оба Кайдашенка – индивидуалисты и живут своими эгоистическими интересами. Так же совершают и их жены. В жизни их соединяет стремление к независимости, мечта о земле и […]...
- Изображение жизни украинцев в повести И. Нечуя-Левицкого “Кайдашева семья” Нечуй-Левицкий – классик украинской литературы, выдающийся прозаик-реалист второй половины XIX века. Он создал ряд высокохудожественных рассказов и повестей, в которых отразил тяжелую жизнь украинского народа дореформенного и пореформенного времени. Одним из таких выдающихся произведений писателя является его социально-бытовая повесть “Кайдашева семья”. В ней И. Нечуй-Левицким искусно использовал богатейшее народное творчество, в частности обряды, пословицы, поговорки, […]...
- “Кайдашева семья” И. Нечуя-Левицкого Общепризнанно, что юмор – “одна из сильнейших, интереснейших особенностей” таланта И. Нечуя-Левицкого. Выразительно, наиболее особенно эта черта творческого стиля писателя показалась в его повести “Кайдашева семья”. Нечуй-Левицкий сумел подметить и передать самое особенное в народном характере, в частности, взгляд на жизнь с улыбкой, юмористически-ироническое отношение к сложностям жизни. Рисуя быт семьи Кайдашей, автор использует средства […]...
- Урок-игра по произведению И. Нечуя-Левицкого “Запорожцы” Цель: углубить некоторые страницы жизни и творчества писателя; научить учеников творчески подходить к обработке материала; закрепить знания по теории литературы (пейзаж, портрет, гипербола, народный пересказ); оказывать содействие развитию устной связной речи; воспитывать патриотов. Оборудование: Портрет писателя; игровые средства (номерки, вопросники, цитаты). Ход урока. I. Организационный момент. II. Сообщение темы и цели урока. III. Основная часть. […]...
- Изображение будней Кайдашей в повести И. Нечуя-Левицкого “Кайдашева семья” И. Нечуй-Левицкий – известный украинский писатель. Его любимая тема – украинский народ с его красотой и богатством души. И. Франко называл Нечуя-Левицкого талантливым мастером слова, подчеркивал его умение наблюдать жизнь, передавать увиденное средствами слова. Вот почему произведения писателя всегда интересны, увлекательны и, главное, правдивые. В них очень ярко и красочно изображена жизнь людей, с их […]...
- Проблема чести и предательства в повести Ивана Нечуя-Левицкого “Князь Иеремия Вишневецкий” Творческие интересы Ивана Семеновича Нечуй-Левицкого чрезвычайно широки: писателя волновали проблемы украинского крестьянства, жизни украинской интеллигенции, давно отшумевшие события родной истории. Повесть “Князь Иеремия Вишневецкий” переносит читателя в бушующий XVII век, его первую половину, когда шла жестокая борьба украинского народа против господства польской шляхты. Но в центре внимания художника – не героика борьбы, а попытка осмыслить, […]...
- Творческое наследие Нечуя-Левицкого “Украинская жизнь, – писал И. Нечуй-Левицкий, – это непочатый рудник, который лежит где-то под землей. Хотя за него брались и такие высокие таланты, как Шевченко, это тот бесконечный материал, который только ждет рабочих, целые школы рабочих на литературном поле”. Такую задачу писатель ставил перед литераторами и сам стремился выполнить начерченную творческую программу. Поэтому естественно, что […]...
- Бездуховность и эгоизм как доминанта родственной трагедии в повести И. Нечуя-Левицкого “Кайдашева семья” С Большим мастерством показал И. С. Нечуй-Левицкий жизнь в селе после реформы 1861 года, разоблачив причины недоразумений и ссор в семье Омелька Кайдаша. Отец был добрым тележником и прожил длинную и тяжелую трудовую жизнь. Своей собственной работой он стянулся на хозяйство, выстроил просторный дом, который потонул в старом садике, вырастил с женой двух сынов. Они […]...
- Николай Джеря – активный борец за волю Кто не знает, что такое рабство, духовное и физическое? Именно такими рабами и были крепостные, которые всю свою жизнь работали на господина в то время, когда их собственные семьи были под угрозой голодной смерти. Но были люди, которые не молчали, а смело поднимали свой голос против издевательств, против жестокой эксплуатации. Таким человеком предстает передо мной […]...
- Вклад И. Нечуя-Левицкого в развитие украинской литературы Выдающееся место в истории украинской литературы занимает творчество И. Нечуя-Левицкого. За свою длинную жизнь он написал свыше пятидесяти романов, повестей, рассказов, комедий и исторических драм. Своими произведениями он прокладывал новые пути развития украинской прозы. Писатель одним из первых в украинской литературе отошел от традиционной крестьянской тематики и срисовал почти все слоия населения тогдашней Украины. Он […]...
- Мотивационные факторы поведения Маруси Кайдашихи из повести И. Нечуя-Левицкого “Кайдашева семья” Характер Кайдашихи формировался в условиях крепостнической действительности. Подчеркивая деформацию личности героини, писатель делает замечание: “Она была уже не молодая, но и не старая, высокая, ровная, с продолговатым лицом, с серыми глазами, с тонкими губами и бледным лицом. Маруся Кайдашиха в молодости долго служила при дворе, у господина, куда ее взяли девушкой. Она умела очень хорошо […]...
- Произведение И. Нечуя-Левицкого “Кайдашева семья” Произведения И. Нечуя-Левицкого – настоящая энциклопедия крестьянской жизни. С их страниц возникают полнокровные реалистические типы крестьянских персонажей, зачаровывают живописные пейзажи. С их страниц мы узнаем о быте и обычаях украинского народа. С их страниц веет Украиной – такой далекой, такой родной…Прошло около двух десятилетий после отмены барщины, но она, как эхо, отдается в памяти людей. […]...
- Кайдашева семья – вершина юмористического таланта И. Нечуя-Левицкого Все члены семьи Кайдашей грубые и сварливые. Ссора полностью вошла в их жизнь: например, у Маруси Кайдашихи “аж губы тряслись от брани, когда не с кем ссориться”. Это ограниченная женщина, которая от вражды со всеми становится посмешищем. Ежедневная грызня, драки сделали и из Мотри сварливую, эгоистичную женщину, которая, по сути ничем не отличается от Кайдашихи. […]...
- Раздумья об Иване Нечуя-Левицком. Одинокость и творчество Рассматриваю изображение писателя на фото разных лет и обращаю внимание на одну деталь: он нигде, даже на юношеских фото, не изображен улыбающимся. А его герои смеются. И читатель, перечитывая его произведения, тоже смеется. Вот как бывает… Припоминается еще один печальный факт его биографии: он умер стареньким дедушкой в маленькой комнате, одиноким и никому не нужным. […]...
- Характеристика героя Николай Иванович, Мастер и Маргарита, Булгаков Николай Иванович Николай Иванович – второстепенный персонаж романа “Мастер и Маргарита”; сосед Маргариты с нижнего этажа, которого домработница Наташа превратила в толстого борова. Тайком от жены, он предлагал Наташе быть его любовницей, обещая большие деньги взамен. Внешность героя М. А. Булгаков описал так: пожилой, солидно выглядящий человек с солидной бородкой, в пенсне и с залысиной, […]...
- Пейзаж и его роль в повести Николая Гоголя “Тарас Бульба” Повесть “Тарас Бульба” – это одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя “Тарас Бульба” находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе не отражался так полно и ярко размах народной жизни. Каждый герой повести своеобразен, индивидуален и […]...
- Повість Нечуя-Левицького “Кайдашева сім’я” як енциклопедія народознавства Іван Франко, називаючи автора “Миколи Джері”, “Кайдашевої сім’ї”, “Хмар” талановитим майстром слова, “творцем живих типів”, акцентував на його вмінні спостерігати життя, передавати побачене засобами слова. Вчений образно називав Нечуя-Левицького “великим артистом зору”, “колосальним, всеобіймаючим оком” Правобережної України. “Те око обхапує не маси, не загальні контури, а одиниці, зате обхапує їх із незрівнянною бистротою і точністю, […]...
- Характеристика героя Николай Болконский, Война и мир, Толстой Николай Болконский Князь Николай Андреевич Болконский был отставным генералом, сосланным в деревню Лысые горы. Князь жил в имении постоянно вместе со своей дочерью Марьей. Он любил порядок, пунктуальность, никогда не тратил свое время на пустяки и поэтому воспитывал детей по своим суровым принципам. Уделял много время на образование Марьи, очень любил ее, но был строг […]...
- Характеристика героя Николай Ростов, Война и мир, Толстой Николай Ростов Николай Ростов – сын графа Ильи Ильича Ростова, офицер, человек чести. В начале романа Николай бросает университет и поступает служить в Павлоградский гусарский полк. Он отличался отвагой и смелостью, хотя в Шенграбенском сражении он не имея представления о войне, слишком храбро бросается в атаку, поэтому увидев перед собой француза, кидает в него оружие […]...
- Микола Джеря – активний борець за волю Хто не знає, що таке рабство, духовне й фізичне? Саме такими рабами й були кріпаки, які все своє життя працювали на пана в той час, коли їх власні сім’ї були під загрозою голодної смерті. Але були люди, які не мовчали, а сміливо підіймали свій голос проти знущань, проти жорстокої експлуатації. Такою людиною постає переді мною […]...
- Осуд бездуховності в повісті “Кайдашева сім’я” Івана Нечуя-Левицького Історію української літератури І. С. Нечуй-Левиць-кий увійшов як вдумливий спостерігач народного життя, талановитий письменник, що зачаровував читачів яскравою образністю, багатобарвністю художньої палітри, широтою творчих шукань. Одна із кращих повістей Нечуя-Левицького – “Кайдашева сім’я”. Автор, далекий від ідеалізації селян, правдиво показує індивідуалізм, забобонність, заздрість, взаємну ворожнечу, що виникають через безвихідь становища селян – бідних, на порозі […]...
- Характеристика героя Николай Николаевич, Гранатовый браслет, Куприн Николай Николаевич Николай Николаевич – второстепенный герой повести Куприна “Гранатовый браслет”; брат Веры и Анны; холостяк с удачной карьерой. Фамилия героя – Мирза-Булат-Тугановский. Николай Николаевич оказался в числе приглашенных гостей по случаю именин Веры Николаевны. Он стал свидетелем подарка от таинственного “телеграфиста”, адресованного его замужней сестре, что ему было не особо приятно. Вместе с князем […]...
- Николай Михайлович Рубцов Известный русский поэт Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в поселке Емецк Архангельской области. Погиб 19 января 1971 года в Вологде. Отец, политработник, погиб на фронте, мать умерла, когда Рубцову было шесть лет. С семи до четырнадцати лет Николай находился в детском доме села Никольское Вологодской области. В 1950 году закончил Никольскую школу-семилетку, […]...
- Твір І. Нечуя-Левицького “Кайдашева сім’я” Твори І. Нечуя-Левицького – справжня енциклопедія селянського життя. З їх сторінок постають повнокровні реалістичні типи селянських персонажів, зачаровують мальовничі пейзажі. З їх сторінок ми дізнаємося про побут та звичаї українського народу. З їх сторінок віє Україною – такою далекою, такою рідною… Минуло близько двох десятиріч Після скасування панщини, але вона, як луна, віддається в пам’яті […]...
- Характеристика героя Николай Петрович, Отцы и дети, Тургенев Николай Петрович Николай Петрович – один из главных персонажей романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Он – отец Аркадия Кирсанова и брат Павла Петровича. В прошлом был счастливо женат, но остался вдовцом. Сейчас у него живет молодая девушка Фенечка, которая родила ему сына. Несмотря на то, что Николай Петрович уже не молод, он старается […]...
- Зображення звичаїв і побуту селянства у повісті Нечуя-Левицького “Кайдашева сім’я” ЦЬого року минає 160 літ, як народився І. Нечуй-Левицький, але ім’я видатного українського письменника не забуто. Та й як можна забути, коли його твори й досі приносять читачам насолоду, розповідаючи про кохання та ненависть, ворожнечу та мир, радість та горе селян, малюючи чудові краєвиди! А головне, я ніби опиняюся у самому селі і можу зблизька […]...
- Биография Добролюбов Николай Александрович (1836 – 1861) Добролюбов Николай Александрович (1836-1861). Русский публицист, литературный критик, поэт, революционный демократ. Николай Александрович Добролюбов родился 5 февраля (по старому стилю – 24 января) 1836 года в семье весьма состоятельного священника, в Нижнем Новгороде. Безграничную привязанность Николай Добролюбов питал только к матери – доброй, приветливой, умной и благородной: “От нее, – писал Добролюбов […]...
- Отрада Николай Карпович Отрада Николай Карпович (Турочкин) родился в 1918 году в деревне Николаевка Воронежской губернии. В 1934 году в Сталинграде окончил среднюю школу-девятилетку. С детских лет увлекался поэзией, сам писал стихи. Николай Отрада был членом литературного кружка СТЗ (тракторного завода). Его первые стихи были напечатаны в малотиражной газете “Даешь трактор”, в газетах “Молодой ленинец” и “Сталинградская правда”. […]...
- Зображення народного життя у повiстi Нечуя-Левицького “Кайдашева сiм’я” Без минулого немає майбутнього. Якщо прийняти це за iстину, то життя селян, так яскраво змальоване I. Нечуєм-Левицьким у повiстi “Кайдашева сiм’я”, становить великий iнтерес. А ще як врахувати, що у багатьох iз нас корiння роду тягнеться саме з села. Життя сiльських трудiвникiв споконвiку пiдпорядковувалося хлiборобському цикловi – оранцi, сiянню, жнивам, возовицi, молотьбi. I саме за […]...
- Характеристика героя Николай Павлович, Левша, Лесков Николай Павлович Николай Павлович – персонаж повести Н. С. Лескова “Левша”, брат императора Александра Павловича, наследный правитель. Этого героя отличает любознательность, патриотизм и доверие к русскому мастерству. Он является противоположностью своего брата, который был приверженцем всего западного. Тогда как Александр Павлович считал, что английская техника гораздо лучше русской, его брат был уверен, что русские мастера […]...
- Роль автора в повести “Капитанская дочка” “В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании”,- замечает Пушкин. Путем параллельного развертывания сюжета “Капитанской дочки” Пушкин получает возможность непосредственно сопоставить между собой двух главных антагонистов – вождя крестьянского восстания и дворянскую императрицу, на столкновении которых основана историческая канва романа, и наряду с этим наиболее полно раскрыть характеры двух главных […]...
- “Николай Петрович – это я…” (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) Принято считать, что главным героем романа И. А. Тургенева “Отцы и дети” является нигилист Евгений Базаров. Конечно, во многом это верная точка зрения. Но Базарова никак нельзя назвать положительным героем произведения. А есть ли такой в романе вообще? На мой взгляд, есть. В “Отцах и детях” присутствует персонаж, по своим жизненным убеждениям чрезвычайно близкий самому […]...
- Характеристика героя Николай Ставрогин, Бесы, Достоевский Николай Ставрогин Николай Всеволодович Ставрогин – центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Бесы”, сын Варвары Петровны, воспитанник Верховенского, супруг Марьи Лебядкиной по прозвищу Хромоножка. Краткую биографию и предысторию этого героя рассказывает хроникер Г-в. Николай с детства рос без отца. На каком-то этапе его учителем был Степан Трофимович Верховенский, а затем мальчика отправили учиться в Петербургский […]...
- Подпоручик Ромашов и его роль в повести Куприна “Поединок” Название повести Куприна верно передает смысл разыгравшейся в ней драмы, сразу определяет внутренний конфликт, еще неизвестный читателю. То есть под поединком подразумевается не только описанная в конце повести дуэль, но и все события, происходящие с главными героями. Действие книги происходит в то время, когда только что официально разрешили поединки между офицерами. Естественно, в гарнизоне эта […]...
- Станкевич Николай Владимирович Николай Владимирович Станкевич родился 27 сентября (9 октября) 1813 года в Удеревке, Воронежская губерния. Являлся организатором и главой круга единомышленников, известного в истории общественной мысли России как “Кружок Станкевича”. В Кружок входили Михаил Бакунин, Виссарион Белинский, Василий Боткин. Сын состоятельных дворян, Станкевич вырос в большой и дружной семье, окончил Острогожское уездное училище и пять лет […]...
- Роль истории Настеньки в повести “Белые ночи” В самом начале “сентиментального романа” автор знакомит нас с мечтателем. В одну из петербургских белых ночей происходит встреча и знакомство мечтателя с Настенькой. Он сразу же раскрывает ей все о себе, о своей однообразной, на первый взгляд, жизни. Она отвечает ему взаимностью, и тут, сам того не замечая, мечтатель влюбляется все сильнее и сильнее в […]...
- РОЛЬ ГРИНЕВА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА” РОЛЬ ГРИНЕВА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА” Повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка” была опубликована в декабре 1836 года в журнале “Современник”. Она стала последним произведением, напечатанным при жизни писателя. “Капитанская дочка” – это своеобразная иллюстрация к истории Пугачевского восстания 1772- 1774 годов. Но писателя прежде всего интересуют характеры людей, волею судьбы оказавшихся […]...
- Роль художественных деталей в повести “Гобсек” О. де Бальзака Верность художественной детали – характерная черта бальзаковского реализма. Создавая образ Гобсека, писатель использует целый ряд определений, позволяющих подчеркнуть и показать читателю психологически сложный характер. За счет гротеска Бальзак добивается особой выразительности образа, в котором органично проявляется бальзаковский синтез романтического и реалистического начал. Так, в характеристике образа Гобсека появляются определения: “человек-вексель”, “человек-автомат”, “удав ненасытный”, “фантастическая фигура, […]...