“Паломничество Чайльд Гарольда”. Мотив романтического бегства от действительности. Картины борьбы за свободу

Цели:
продолжить наблюдение за развитием образа Чайльд Гарольда; совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа лиро-эпической поэмы; углубить понятие о лирическом герое; воспитывать внимательное отношение к поэтическому произведению. Оборудование:
раздаточный материал для работы в группах. ХОД УРОКА
I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний 1. Слушание рассказов о главном герое поэмы “паломничество Чайльд Гарольда” по плану (см.

Домашнее задание
предыдущего урока) 2. Беседа – Что вы знаете

из уроков истории о событиях в Европе начала XIX века? – Каким было положение греческого и албанского народов в этот период истории? III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности Учитель.

Лиро-эпическая поэма “Паломничество Чайльд Гарольда” замечательна тем, что в ней освещаются самые актуальные общественные проблемы начала XIX века – борьба народов с тиранией, их стремление к национальной независимости. Новаторскому содержанию соответствует оригинальная форма произведения. Это лиро-эпическая поэма, в которой описание душевных эмоций достигает совершенства, и вместе с

тем это резкая политическая сатира; это повесть о жизни лондонского денди и одновременно путевой дневник автора.

Созданная между 1809-1817 годами поэма состоит из четырех песен и отражает различные периоды жизни Байрона. Целостность ее достигается не столько присутствием главного героя, который в последней песне совсем уходит в тень, сколько тем, что все песни – плод ярких впечатлений, мятежных дум, изменчивых настроений, душевных переживаний, предчувствий, воспоминаний самого поэта, его смелых оценок событий, свидетелем которых он был. IV.

Работа над темой урока 1. вступительное слово учителя – Центральной темой поэмы является национально-освободительная борьба европейских народов.

С ней тесно связаны темы патриотизма, войны и мира. Поэтому подлинным героем первых песен “Паломничества Чайльд Гарольда” являются угнетенные и сражающиеся за национальную свободу народы Испании, Греции и албании.

Наиболее впечатляющие и выразительные страницы первой песни поэмы посвящаются борющемуся с наполеоновской агрессией народу Испании. Во второй песне поэмы наблюдения над жизнью порабощенной турками Греции вызывают у Байрона горькие раздумья и печальные настроения. И опечален он прежде всего покорностью греков перед поработителями.

Стремясь пробудить дух высокой гражданственности и поднять их на решительную борьбу с угнетателями, поэт вспоминает о былом величии древней Эллады, героях ее бессмертной истории и литературы. Из его уст звучит упрек современникам, лишенным патриотизма. 2. выразительное чтение отрывков заранее подготовленными учащимися: “Я сяду здесь, меж рухнувших колонн…

“, “но кто же, кто к святилищу афины…”, “Ужель признают…”, “нет, Греция, тот разве патриот…” 3.

Чтение-анализ второй песни поэмы Беседа – Как меняется Чайльд Гарольд во второй песне? – Чем автор объясняет перемены, происшедшие в нем?

– Какие новые чувства появились в душе героя? – Какие общественно-политические события изобразил поэт в первой и второй песнях поэмы? – Что он осуждает, а что прославляет в истории, жизни тех стран, которые посетил его герой? – Почему автор, столь непохожий на своего разочарованного героя, тоже обречен на страдания и одиночество в мире? – Что исцеляет его душу, возрождает ее?

4. творческая работа в группах 1 группа.

Как объясняет автор “Паломничества Чайльд Гароль Да” причины, побудившие его героя к странствиям? Какие оценки Он дает при этом английской действительности? Он в обществе был сумрачен и хмур, Хоть не питал вражды к нему… – Пишет поэт о своем герое. так ли относится к обществу сам автор?

В первой песне поэмы автор строго судит своего героя: …

Осрамит и самый лучший род Один бездельник, развращенный ленью… Но во второй песне мы уже не встречаем таких резко отрицательных характеристик Гарольда. Почему?

2 группа. Чем объясняет автор перемену в Гарольде, чувства которого пробудились во время странствий по Греции (“Чайльда влек Уже иной предел” – уже он мечтал “сквозь этот край пустынный В Иллирию пройти… “)? Во второй песне поэмы автор говорит о Гарольде: …

И впервые Дыша свободой диких берегов, И зной он рад терпеть, и холод их снегов… Какие новые чувства появились в душе героя поэмы? 3 группа.

В “Паломничестве Чайльд Гарольда” поэт не раз обращается к народам тех стран, которые посещает его герой. Что осуждает и что прославляет при этом поэт?

5. презентация результатов творческих работ Представителями групп V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Беседа (прием “Микрофон”) – Какие общественно-политические события в жизни Европы изобразил Байрон в первой и второй песнях “Паломничества Чайльд Гарольда”? – “Паломничество Чайльд Гарольда” – лиро-эпическое произведение.

Объясните это жанровое определение? Как доказать его справедливость? – Байрон назвал свою поэму “простым рассказом”. Почему он именно так определил жанровые и композиционные особенности своего произведения?

2. Заключительное слово учителя – В романтической натуре героя Байрона отражается его эпоха, какой видел и воспринимал ее сам поэт.

Передавая Гарольду свои собственные мысли и чувства, автор постепенно оттесняет его на задний план; на страницах поэмы он прямо признается, что “потерял” своего героя (“он что-то запропал и не идет”). Байрон не стремится дать законченную историю жизни своего героя, он нужен ему, чтобы высказать собственное суждение о действительности, собственную реакцию на нее.

Поэтому линия Чайльд Гарольда прерывается, а в третьей и четвертой песнях почти полностью сменяется лирическими отступлениями, выражающими личные размышления автора. В этом и состоит, прежде всего, романтический характер “Паломничества Чайльд Гарольда”. Однако переживания и поэта, и его героя, связанные с конкретным историческим моментом, даны крупным планом, масштабны и поэтому воспринимаются как общечеловеческие, как выражение неудовлетворенности всем мироустройством и судьбой человека в мире.

Поэма Байрона звучит как исповедь и одновременно как декларация романтического настроения. VI. Домашнее задание
1. написать сочинение-миниатюру “Лирический герой и байронический герой в творчестве Дж. Байрона”.

2. индивидуальное опережающее задание: А) подготовить “Литературные визитки” о жизни и творчестве В. Жуковского; Б) подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения “Певец во стане русских воинов”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Паломничество Чайльд Гарольда”. Мотив романтического бегства от действительности. Картины борьбы за свободу