Центральный персонаж героической комедии «Сирано де Бержерак»

Во французской драматической литературе, до появления на рубеже XIX и XX вв. «новой драмы», историки театра нередко отмечают три имени, дающих представление об эволюции понятия героя: Сид, Лоренцаччо и Сирано. Последний к тому же подводит итог поискам романтического героя, которому французская драматургия отдавала столь щедрую дань на протяжении всего XIX столетия. Закрепляя сближение романтической драмы с мелодрамой, начатое Гюго и Дюма-отцом, Ростан вводит в историю печальной и возвышенной любви С. к своей кузине Роксане мелодраматический

мотив, слышимый особенно отчетливо в финальном акте.

Грубиян и бретер, острослов и поэт, храбрый воин и страстный влюбленный, человек слова и действия, постоянно ищущий приключений, Сирано де Бержерак Ростана на протяжении ста лет является воплощением национального характера в не меньшей степени, чем д’Артаньян, которого он напоминает больше, нежели свой реальный прототип, — французского писателя, философа, эссеиста, ученого и воина Сирано де Бержерака (1619-1655).

Ростан заимствовал у реального Сирано де Бержерак лишь несколько эпизодов из его биографии (например, участие в осаде Арраса, смерть от

случайно упавшей ему на голову балки), но углубил его вольнодумство и независимый нрав, заставив своего героя словом или шпагой вступать в сражение при виде любой несправедливости. Придумана автором и любовная интрига, лежащая в основе «героической комедии». Судя по сохранившимся изображениям реального С., в его лице не было ничего аномального.

У Ростана «нос Сирано», заставляющий героя постоянно хвататься за шпагу, чтобы отомстить обидчику, и лишающий его смелости признаться в любви из страха увидеть в глазах Роксаны насмешку, становится не только «персонажем» блистательно написанного монолога Сирано де Бержерак посвященного собственному носу, но и пружиной задуманной С. акции: свой поэтический дар он предоставляет в распоряжение счастливого соперника, юного Кристиана де Невилетта, обладающего привлекательной внешностью, но не способного самостоятельно завоевать любовь требовательной Роксаны.

И в этой придуманной им интриге Ростан оказывается необычайно точен и верен времени, в которое жил реальный С. Его Роксана принадлежит к тому кругу французской знати, который высмеял в своей комедии «Смешные жеманницы» (16S9) Мольер и который формировался под влиянием идей «изысканности», «прециоз-ности» (неточно переведено на русский как «жеманство»), кои стали необычайно модны в Париже в первой половине XVI в. благодаря маркизе де Рамбуйе. «Прециозница» Роксана скорее могла бы полюбить талантливого урода С., чем бесталанного красавца Кристиана, о чем она и говорит С. перед его смертью в столь мелодраматичном, а в чем-то и трагикомичном финале. Безгранично храброго, бесстрашного С. лишил счастья разделенной любви страх перед собственной внешностью.

«Нос Сирано» давно уже стал нарицательным выражением. Всем исполнителям этой роли приходится пользоваться накладками, делающими «сей предмет» действительно устрашающим. Сыграли эту чрезвычайно популярную роль за сто лет немало прекрасных актеров — от первого исполнителя, блистательного Коклена-старшего, до знаменитых актеров второй половины XX в. Д. Сорано, Ж. Марэ, Ж. Вебера и Ж. Депардье.


Центральный персонаж героической комедии «Сирано де Бержерак»