Сочинение на тему: “Символика имен в драме”
В трагической драме А. Н. островского “Гроза” освещается острая проблема переворота общественной жизни, произошедшего в 50-х годах 19 века, смены общественных устоев, нравов и традиций. Автор не может быть абсолютно равнодушным и беспристрастным по отношению к данной проблеме, но выразить свою позицию напрямую отказывается отнюдь нелегкой задачей. И прибегает к использованию символики, которая выражается в нарекании героев именами, которые говорят об их характере и сущности.
Говорящие имена, употребляемые в “грозе”, – это элементы
С одной стороны, оно созвучно с Кулибиным – механиком-самоучкой. С другой – “кулига” – это болото. Его имя символизирует болото города Калинова, обитателем которого он является.
Также немаловажное значение
Именно этот принцип лежит в основе разделения всех персонажей “Грозы”. Одни верят в христианское искупление грехов, возможности после совершения греха через страдания и (или) рады “откупиться” от него. Это Дикой (он рассказывает про то, как просил на коленях прощения у простолюдина), Варвара, Тихон (он кутит и развлекается, когда ему удается уехать из Калинова, а потом ничуть не раскаивается).
Их незамысловатая философия избавляет их ничтожные, мелочные души от лишних трудностей и страданий, им чужды тяготы и страдания окружающих их людей и вместе с ними окружающего мира. Они закрывают на него глаза, предоставляя себе таким образом свободу. На другой стороне – закостенела сторонница и блюстительница выродившихся законов “Домостроя” Кабаниха.
Кулигин с Катериной, подобно всей России находятся на распутье. Душа Катерины наполнена глубокой верой в Бога, но вера эта несколько расходится с христианством: она не верит в прощение. Она живет по законам “Домостроя” и считает эту жизнь единственно верной.
В ее глазах ее муж, Тихон обретает не меньшую важность, чем Бог, и, измена мужу равносильна для нее измене веры, Богу. Но, с другой стороны, она молода, ее любящее сердце вступает в раздор с ее разумом, что является одним из основных конфликтов пьесы – духовным. Второй конфликт носит социально-семейный характер взаимоотношения невестки и свекрови, невольное положение женщины в купеческой семье.
Духовная борьба Катерины выражается ее покаянием и трагической развязкой – гибелью. Позиция автора в пьесе “гроза” выражена достаточно ясно, в ней остается масса спорных моментов и нерешенных вопросов, о она создает определенный фон благодаря которому мы понимаем, что Кабаниха, хотя она представляется исправно соблюдающей все обряды и традиции, не права. Итак, в драме раскрываются разные социальные язвы того времени: несвобода женщины в семье, произвол власть имущих, безграмотность обывателей, ханжество, поднимается в пьесе и вопрос веры.
Убежала ли Катерина от этих проблем или, убив себя, выступила против них? – каждому читателю и зрителю решать самому.