Сочинение на тему: ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ СРЕДА В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”

Часто от столичных жителей можно услышать слово “провинция”. Произносят его нередко со снисхо­дительной усмешкой, даже с пренебрежением. Дейст­вительно ли так велика разница между людьми из большого города и обитателями маленького городка или поселка?

В двадцатом веке у людей появились со­временные средства связи, транспорт, что стерло раз­личия между столицей и провинцией. Но раньше мно­гое обстояло совсем по-другому. Драма “Гроза” на­писана Островским в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году.

Для России это было время

перемен, ра­дикальных реформ – жизнь в стране кипела и бурли­ла. Становилось модным и необходимым образование, люди учились мыслить новыми категориями. Назрева­ли события, которые должны были в корне изменить жизнь в стране, – восстание декабристов, отмена кре­постного права… Но все это касалось обеих столиц и больших городов – культурных и политических цент­ров государства.

А провинция продолжала жить раз­меренно, неизменно, придерживаясь того, что кто-то может назвать традициями, а кто-то – пережитками прошлого. Сами герои драмы “Гроза”, жители неболь­шого городка, считают существующий

уклад единст­венно правильным и осуждают всяческие нововведе­ния. Так, странница Феклуша сокрушается: “Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом”, да пугает “огненным змием”, запря­женным в колесницу, за которого принимает паровоз. Без симпатии к этому изобретению относится и куп­чиха Кабанова: “меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду”.

Польза такого транспорта, как паровоз, оче­видная для нас, совершенно непонятна ей, как купцу Дикому непонятно, для чего механик-самоучка Кули­гин предлагает установить в городе солнечные часы и громоотводы. “Кому нужна эта польза?” – возму­щается Дикой. Именно это провинциальное общество Островский назвал “темным царством”. Но только ли за необразованность, только ли за то, что здесь мало кто может выговорить слово “электричество”, а грозу все еще считают божьим гневом? Слова “темное цар­ство”, символизирующие провинцию Островского, пе­рекликаются не только с поговоркой “ученье – свет, неученье – тьма”, но и с темными временами, древни­ми традициями, прежде всего семейными.

Они давно забыты цивилизованными людьми, зато процветают в провинции. И старшее поколение (такие люди, как Кабанова) всячески их поддерживают и поучают моло­дежь, которая уже не хочет и не может жить так, как они. И “поститься путем” не могут, и “гостей позовут, посадить не умеют”. “Хорошо еще, у кого в доме стар­шие есть, ими-то дом и держится” – переживает ста­рая купчиха. В просвещенный девятнадцатый век здесь, в провинции, еще считаются в порядке вещей законы домостроя.

По указке матери Тихон Кабанов, уезжая, дает наказ жене Катерине, как себя вести. Кабаниха и слышать не хочет его робких возражений: “Да она, чай, сама знает”. Тихону уже безразличны старые семейные порядки, но возразить матери – главе семьи – ему не хватает смелости.

Мало кто решается перечить и купцу Дикому – он “одно слово: воин”. С кем же воюет Савел Прокофье­вич? Язвительная Кабанова не упускает случая повор­чать: “воюешь-то ты всю жизнь с бабами”.

И действи­тельно, дочери купца не знают, как угодить отцу, а же­на каждое утро всех со слезами умоляет: “Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!” А уж если “его обидит такой человек, которого он обругать не смеет”, то домашним и вовсе приходится “прятаться по чердакам да чуланам”. И конечно, никто из домаш­них не смеет ему противиться, ведь по законам домо­строя муж и отец – глава семьи и имеет право нака­зывать кого и как хочет. Власть Дикого, а следователь­но, и его воинственность распространяются не только на жену и дочерей.

Племянник Борис Григорьевич ждет от него своей доли наследства, которую получит только если будет почтителен к дяде. Узнав об этом условии, Кулигин сочувствует ему: “Это значит, су­дарь, что вам наследства вашего не видать никогда”. Еще более жесток купец к просителям, а пришедших к нему мужиков-покупателей безбожно обсчитывает.

Этого Дикой даже не скрывает, объясняясь перед го­родничим, к которому обманутые обратились с жало­бой: “Вы то поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи состав­ляются, так оно мне и хорошо”.

Таким рисует Островский провинциальное “тем­ное царство”. Но беспросветно ли оно? Неужели ни у кого и мысли не возникает восстать, воспротивить­ся? С течением времени жизнь меняется даже в про­винции, и молодое поколение уже не хочет принимать старых порядков и жить по прежним правилам.

Одна­ко способы протеста у каждого свои. Тихон Кабанов во многом не согласен с матерью. Ему не по душе ее вечные наставления, ворчание, обиды и клевета в ад­рес его самого и Катерины.

Но он слабый человек; имя Тихон ему очень подходит. Он не может спорить с ма­терью и спасается пьянством – дома тайком от нее, уехав – в открытую. Его сестра, Варвара – натура более решительная, хотя эта решительность больше похожа на отчаянность. Смелости спорить со старшей Кабановой у нее не хватает, однако она научилась действовать хитростью.

Она же, желая помочь, под­толкнула на обман Катерину. Можно ли осудить Вар­вару за ложь? Или это была вынужденная мера? Де­вушка сама отвечает на этот вопрос: “И я не обман­щица была, да выучилась, когда нужно стало”.

В конце любого из этих путей не видно света – выхо­да из “темного царства”.

Нет выхода и у Бориса. Он, столичный житель, ви­дит и оценивает провинцию со стороны, и поэтому ему еще труднее. Кулигину, единственному, кто может его понять, Борис жалуется: “Трудно мне здесь, без привычки-то”. А про обычаи говорит: “Я понимаю, что это все наше русское, родное, а все-таки не привыкну ни­как”.

Борис Григорьевич – сильный и гордый человек, но обстоятельства заставляют его смириться: чего он не стал бы терпеть от дяди для собственного блага, он сносит ради сестры, которая иначе останется без гро­ша. Довольно успешно противостоит Дикому Кудряш, и его рецепт прост: “Не спускаю и я: он – слово, а я – десять; плюнет, да и пойдет”. Но разве это выход?

Ку­дряш просто приспосабливается к “темному царству”, принимает его законы.

Но может быть, путь Кулигина ведет к свету? Не напрасно он занят поисками вечного двигателя, у него самые благородные цели: “Ведь англичане миллион да­ют; я бы все деньги для общества и употребил, для под­держки”. Неудивительно, что именно устами механика – самоучки Островский высказывает свой вариант реше­ния многих проблем провинции: “Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего”.

Од­нако Кулигин – всего лишь мечтатель. Его проекты от­носительно того, как употребить миллион, не более ре­альны, чем вечный двигатель. Да и средств на изобре­тения у него нет. “Вот только бы теперь на модели деньжонками раздобыться” – вздыхает будущий мил­лионер. Но возможности достать денег в провинции нет: здесь не понимают, для чего нужны все эти изобрете­ния, а на просьбы реагируют, как купец Дикой: “А мо­жет, ты украсть хочешь; кто тебя знает!”

Единственным “лучом света в темном царстве” мы называем Катерину. И ей одной удалось убежать из него. Но неужели смерть – это выход? Или она умер­ла напрасно?

В конце пути Катерины не было света, но ее свет сиял для многих – и для Тихона, который любил ее так, что даже пытался противоречить мате­ри; и для Варвары, которая была единственной подру­гой, хранительницей ее тайн. И, конечно, для Бориса, который на первый взгляд и стал причиной ее смерти. Однако обвинять в гибели Катерины стоит не его. От­жившие свое, но все еще могущественные и жестокие законы “темного царства” не оставили ей выбора.

Ку­лигин прямо сказал об этом Кабановой: “Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас”. Устами Кулигина Островский высказал свое мнение не только о тихом маленьком городке на Волге, но и о провинциальном российском обществе в целом. И смерть Катерины по­казала, насколько прав он оказался, сказав: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!”

Глоссарий:

– сочинение по драме гроза

– Сочинение на тему Островского гроза

– сочинение по драме а н островского гроза

– сочинение на тему драма гроза

– сочинения по драме Островского гроза


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ СРЕДА В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”