Символика имен в “Преступлении и наказании”

Роман Достоевского “Преступление и наказание” просто изобилует символическими деталями, нюансами, несущими в своем значении скрытый подтекст. Это произведение по праву можно считать образцом символизма в русской литературе XIX века.

Главный герой “Преступления и наказания” – Родион Романович Раскольников. В самом его имении скрыт мотив крови: “Родион”, с древнегреческого – житель острова Родос. Но это – не единственное значение имени.

Старославянское “руда” (кровь) берет свое начало здесь же.

И это

– еще не все. На острове Родос была размещена школа полководцев, в которой, в свое время осваивали военное искусство Юлий Цезарь, Тиберий, Помпей. Таким образом, это – прямое указание на сильных мира сего, людей, могущих спокойно перешагнуть через кровавые реки и смерть.

Исторически сложилось, что никем, вроде Цезаря, Раскольников стать не может, судьба его – судьба обычного убийцы. Далее, обращаясь к Эзопу: “Здесь Родос, здесь и прыгай”. Афоризм этот, лейтмотивом прослеживающийся сквозь все “Преступление и наказание”, вытянут из басни о страннике.

Однажды, занесла странника судьба на Родос,

да не простого странника – всем хвастающего своим гигантским прыжком, совершенным им когда-то. Только вот хвастовство его – не по душе пришлось жителям острова, хотели они убедить его подтвердить свой подвиг. Родос Раскольникова – убийство старухи.

Отчество у Раскольников “Романович” – тоже не так просто. “Роман” – римлянин, сильный. Таким образом, мы опять сталкиваемся с упором автора на силу этого персонажа, вернее, на ту силу, которой он хотел бы обладать.

Фамилия “Раскольников” – явно говорящая. Раскол души, отсутствие согласия в самом себе – главный герой вел бесконечные внутренние диалоги с самим собой, при этом, принимая переменно разные точки зрения, разные стороны. Поведение его двояко: он помогает, совершенно бескорыстно Мармеладову, сострадает Дуне, спасает из огня детей.

С другой стороны, только лишь чтобы проверить теорию зла, возникшую в его голове – он убивает Лизавету, жизнь человека для него – пустой звук.

Мармеладовы – немаловажные герои повествования. В звучании фамилии – довольство, праздность дней, сытость и сладость. Только на деле – все наоборот.

По сути, фамилия призвана еще больше подчеркнуть бедственное положение семьи, их нищету и голод, болезни и отсутствие денег даже на необходимые лекарства. Эта семья – порождение неправильно устроенного общества, а их фамилия призвана подчеркнуть “сладость” жизни в таком обществе.

Лизавета, случайная жертва Раскольникова – юродивая, по-детски несмышленая барышня, она даже от нападения Раскольникова защищается “по-детски”. В переводе с древнееврейского имя это означает “клятва Богу”, “ответ богу”. Попавшая под руку Лизавета символизирует отсутствие почтения к Богу, Раскольников, убивая ее, заодно с Аленой Ивановной, как бы убивает в себе обет праведности, уважение к Божьим законам.

Именно после ее убийства жизнь как будто покидает Раскольникова, в нем гаснет Божья искра.

Символично и воскрешение главного героя в финале, его возвращение к жизни под чтение Евангелия, принадлежавшего когда-то покойной Лизавете Соней. В этом – понимание Достоевским догм христианства, даже за смерть свою Лизавета не держит зла на Раскольникова, даже, несмотря на ее убийство, она готова, пусть через другого, лишь только напоминавшего ее, человека – Соню – помочь своему убийце вернуться к жизни.

Как мы видим, имена и даже фамилии в произведении Достоевского “Преступление и наказание” наполнены глубоким смыслом, они оттеняют идейность произведения, придавая сюжетной линии больше глубины.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Символика имен в “Преступлении и наказании”