Сочинение на тему: Конфликт старого и нового в пьесе Гроза, Островский

­Конфликт старого и нового

Уважение к старшим почиталось во все времена. Мудрость и опыт старших призваны помогать молодому поколению, а не подчинить его себе. В пьесе А. Н. Островского «Гроза» мы видим, как пережитки «старого» патриархального уклада осложняют жизнь «новому», молодому поколению. Эта тема была всегда актуальна, но не всегда она стояла острой проблемой.

Автор просто передал общественные настроения второй половины 19-го века, когда на смену старым устоям болезненно и медленно приходили новые.

В драме «Гроза»

описывается маленький провинциальный городок, жители которого главной ценностью в жизни считают деньги и беспрекословно подчиняются тем, у кого они есть. Городом управляют такие богатые купцы как Дикой и Кабаниха. Они являются представителями старшего поколения и представлены с самой худшей стороны.

Автор показал, как их жестокость и деспотизм воздействовали на окружающих. Савел Прокофьевич любил недоплачивать подчиненным, угнетать родных и просто бесчинствовать, за что его в городе называли самодуром. Человек для него что червяк: «захотел — раздавил, захотел — помиловал».

Еще

хуже обрисован образ Кабанихи (Кабановой Марфы Игнатьевны). Это богатая вдова, которая своей авторитарностью давно подавила не только рабочих, но и собственных детей. Ее интересует только беспрекословное подчинение.

Ради достижения своих целей она готова надеть маску добродетели и притворятся набожной. В результате под видимым благочестием и соблюдением старых традиций прячутся нетерпимость, злоба и жестокость. Большинство персонажей, описанных в драме, боятся перечить этим «хозяевам мира».

Они предпочитают также притворяться и лицемерить, лишь бы не проявлять силу характера.

Единственным сильным человеком в этом «темном царстве» показана невестка Кабанихи — Катерина. Она представитель «нового» в произведении и тот самый проводник, который пошатнет положение деспотов в их патриархальной среде. Даже Борис, человек неглупый и образованный, позволяет дядьке тиранить себя. В купеческом мире нормой становятся жестокие, человеконенавистнические отношения.

Вырваться из этого замкнутого круга никто не может, а Катерине это удается самым печальным образом. Не выдержав осуждения домочадцев и отстранения Бориса, она бросается в Волгу. Ее самоубийство становится протестом против установленных нравов патриархального города.

На самом деле в драме показан конфликт изжившего себя старого с новым, молодым веянием и стремлением к свободе. Узнав о любви Катерины к Борису, Кабаниха говорит сыну: «Куда воля-то ведет!» Для нее проявление любых искренних чувств это бесстыдство, а вот кланяться прилюдно мужу в ноги и демонстрировать фальшивые слезы, это идеал к которому нужно стремиться. Кабаниха не хотела и не могла осознать обреченность своих воззрений. В глубине души и она, и Дикой понимали, что их время уже прошло, но сдавать позиции не хотели.

Однако смерть Катерины пошатнула их авторитет в обществе, таким образом, заложив фундамент для новых порядков.


Сочинение на тему: Конфликт старого и нового в пьесе Гроза, Островский