Сочинение на тему: ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ И “ТЕМНОЕ ЦАРСТВО” В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”

Гроза – стихия, неукротимая и непреодолимая, божья кара на головы грешников. Бросить ей вызов – все равно что противиться самой судьбе. Таковы были представления людей об этом явлении природы до его научного объяснения.

Все боялись грозы, а многие, не­смотря на знание законов физики, боятся ее до сих пор – безотчетным, инстинктивным страхом перво­бытного человека.

Может быть, именно поэтому такое экстремальное природное явление и стало символом обреченности в драме А. Н. Островского “Гроза”, признаком надвига­ющейся трагедии.

“Гроза нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали” – думают темные, необразо­ванные подданные “темного царства”, жители малень­кого провинциального городка.

Обреченность – вот лейтмотив драмы “Гроза”. Для кого-то это понимание бесплодности усилий, как для Бориса, который уже не надеется получить свою часть наследства от дяди – купца Дикого. Для кого – то, как для Катерины, – ожидание смерти, скорой и неминуемой.

Еще в первом действии она предупреж­дает Варвару: “Я умру скоро”. Все, что происходит вокруг и в ее душе, указывает ей на это: “Ох, девуш­ка, что-то

со мной недоброе делается”. Катерина ока­зывается права, и не только в этом. “Быть греху како­му-нибудь” – предупреждает она, и это тоже оказы­вается правдой.

Боится ли Катерина скорой смерти? Несомненно; но также и стремится к ней. Для нее это единственный открытый путь, только этим путем можно бежать от той жизни, которую она ведет и которую начинает не­навидеть.

Юность Катерины была светлой и счастливой.

Вспоминая о ней, она говорит Варваре, единственному близкому ей в доме Кабановых человеку: “Какая я бы­ла резвая!” Рассказывает о том, как умела искренне молиться, радоваться жизни, получать удовольствие и от работы, и от прогулок по саду, и от рассказов странниц, – и, кажется, сама уже не совсем верит в реальность этих воспоминаний. Что же заменило это счастье теперь?

Муж искренне любит ее; она же только пытается убедить себя в том, что он ей мил. Ей “жалко его очень”, но ведь этого мало. “Коли жалко, так не лю­бишь. Да и но за что, надо правду сказать” – говорит Варвара то, в чем сама Катерина боится себе признаться.

Несмотря на любовь к жене, Тихон Кабанов даже не может заступиться за нее перед матерью, ко­торая обижает ее, требуя в ответ любви и почтения. Свекровь не уважает сноху, для нее само понятие ува­жения и любви в семье заменяют старые правила до­мостроя.

Таково “темное царство” Катерины, и воспомина­ния о прошедшем счастье еще больше усугубляют ее страдания. “Я у вас завяла совсем” – жалуется она Варваре. И неудивительно, что на ум ей приходит во­прос: “Почему люди не летают”. Мечта о полете для нее – это мечта о побеге, как, возможно, и любовь к Борису, и предчувствие скорой гибели.

Но почему же Варвара не чувствует ничего подоб­ного? Она не понимает, зачем нужны крылья, не боит­ся грозы, не пугается криков сумасшедшей старой ба­рыни. Варвара жила с рождения в семье, которая для Катерины стала “темным царством”; для нее и отсут­ствие любви, и незаслуженные обиды матери – нор­мальное явление. Как и многие другие (Кудряш, Ти­хон, Глаша), она приспособилась к этой жизни.

Не об­манщица по природе, она обману “выучилась, когда нужно стало”.

Катерина же в отличие от нее не умеет выживать в “темном царстве”. Она и “напраслину терпеть” не хочет, и обманывать не умеет. Собственный грех не да­ет ей покоя, и душа кричит: “Все сердце изорвалось!

Не могу я больше терпеть!” Катерина ждет гибели и как наказания, и как избавления.

Приближение смерти чувствуется в пьесе с самого начала – в надвигающейся грозе, в предсказании ба­рыни: “Вот красота-то куда ведет. Вот, вот, в самый омут”. Эти слова пугают Катерину – не потому ли, что в них пророчество, предсказание ее судьбы?

И мечта о крыльях, и любовь к Борису, и даже са­моубийство – все это вызов “темному царству”, без­надежный, но решительный. Предчувствие смерти для Катерины – сигнал о том, что пришло время что-то менять, пусть даже такой ценой.

Большинство героев драмы, как ни странно, совер­шенно не тяготится окружающей действительностью. Но не все. Свое “темное царство” есть и у Бориса. Олицетворяет его купец Дикой, дядя молодого челове­ка.

Борис зависит от него, и чтобы получить наследст­во, старается быть с ним почтительным. И знает, что все его усилия бесполезны. Дикого за воинственный характер называют воином; дочери не знают, как ему угодить, а жена “каждое утро всех со слезами умоляет: “Батюшки, не рассердите!

Голубчики, не рассерди­те! Племяннику тоже нелегко ему угодить, к тому же он часто слышит от дяди: “У меня свои дети есть, за что же я чужим деньги отдам?”

И все же Борис остается, несмотря ни на что, надеется не ради себя, а из жалости к сестре, которая ина­че останется совсем без гроша.

Любовь к Катерине для Бориса – не вызов, не по­пытка побега. Это всего лишь мечта о счастье, в которое он вряд ли все еще верит. Он не ищет встреч, как, впро­чем, и она, не пытается объясниться. Даже здесь видна рука судьбы: встреча влюбленных состоялась, хотя они не стремились к ней и даже боялись, что она произой­дет.

И никто из них не надеялся на долгое счастье.

Гроза стала символом смерти Катерины, но и Бори­са захватила стихия обреченности. Он покинул дом Дикого и уехал ни с чем, не решаясь бросить судьбе вызов, на который отчаялась его любимая.

Поспорить со стихией попытался и Кулигин. Меха­ник самоучка разобрался в природе грозы и предло­жил оснастить дома громоотводами. Понял он и про­блемы, породившие “темное царство”. Но его проекты по переустройству общества, по употреблению для его блага миллиона, обещанного англичанами изобретате­лю вечного двигателя, так же обречены на провал, как и попытки убедить необразованных людей в возмож­ности обезопасить себя от грозы.

Кулигин видит, в чем корень зла, предлагает пути решения: “Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего”. Но от миллиона, как и от громоотводов, изобретателя отделяет непреодолимая преграда – необходимость “на модели деньжонками раздобыться”. “Жаль его разочаровывать-то, – выносит приговор Борис. – Меч­тает себе и счастлив”.

Как гроза торжествует над природой, так и “тем­ное царство” властвует над людьми. Оно ширится, за­хватывает все новые и новые жертвы. Со смертью Ка­терины в его пучину погрузился Тихон Кабанов. Жена была для него лучом света, надеждой в опостылевшей семье матери.

Теперь же ему остается только обречен­но сказать: “Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!”

Глоссарий:

– сочинение на тему темное царство в драме островского гроза

– сочинение на тему темное царство

– объясните символы гроза и темное царство

– сочинение на тему темное царство в драме гроза

– какой путь переустройства предлагает кулигин


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ И “ТЕМНОЕ ЦАРСТВО” В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”