Сочинение на тему: Основные мотивы поэзии Есенина, творческий путь
Самой главной темой в творчестве Есенина была тема Родины. В ранних стихах поэт постигает душой и воплощает в живые зримые образы свою “малую” родину – село Константиново и его окрестности. Родина, Россия предстает в ранней лирике Голубой Русью, чудесной страной в черемуховом снегу.
Любовь к Родине находит выражение в любви к родной природе. Поэт ощущает свою слитность с родным краем: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”.
Стихи Есенина о природе пронизаны легкой грустью, какой-то щемящей нежностью. Приглушенные,
Роса…”). Любовь к родной земле выливалась в проникновенные поэтические строки:
О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
Постепенно пределы “страны березового ситца” расширяются. Понятие Родины становится более емким, наполненным. Поэт видит не только ширь степных раздолий, синь озер,
Сердцу снятся…”, “Гой ты, Русь, моя родная…”, “В том краю, где желтая крапива…”, “Спит ковыль. Равнина дорогая…”), но “черную, потом пропахшую выть”, “деревню, потонувшую в ухабинах”. Особенно обостряется чувство сыновней любви к Родине в период Первой мировой войны. В стихотворении “Русь” Есенин рисует осиротевшие избы, плач жен, “поджиданье седых матерей”.
Любовь к природе России переливается в любовь к ее людям, в сопричастность их горю. Он видит крестьян, у которых “сохнет рожь и не всходят овсы”, старого деда, который, согнувши спину, “чистит вытоптанный ток”, деревенских парней-рекрутов. От идеализации природной, патриархальной Руси (“Преображение”, “Сельский часослов”) Есенин переходит к постижению России начала XX в.
Вплоть до революции преобладающим мотивом в поэзии о Родине был мотив патриархальной Руси. В стихотворении “Не в моего ты бога верила…” поэт зовет “царевну сонную” Русь, живущую “на туманном берегу”, к новой вере.
После Октябрьской революции творчество Есенина характеризуется поворотом. Поэт принимал революцию, по его же выражению, “с крестьянским уклоном”, ждал идиллического земного рая. В стихотворениях “Иорданская голубица”, “Небесный барабанщик”, в поэме “Инония” он говорит о том новом, что несет Родине революция. Есенин надеется на преображение России, с восторгом причисляет себя к когорте обновителей земли русской:
Небо – как колокол,
Месяц – язык,
Мать моя – родина,
Я – большевик.
Но надежды поэта не оправдались. Он переживает духовный кризис, не принимая путей развития советской России:
В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму, –
Куда несет нас рок событий.
В поэзии Есенина появляется тема противопоставления города деревне. Противоречивое отношение к индустриализации, к вторжению “железного гостя”, представление о будущем как о царстве железных машин, убивающих красоту природы, обусловили появление пессимистических, пронизанных тревогой стихов. Метафорой этого периода творчества Есенина является тонконогий смешной дуралей – жеребенок, несущийся за паровозом. Поэт с грустью называет себя “последним поэтом деревни”.
Он стремится преодолеть отъединненость от революционных преобразований, понять суть событий (“Возвращение на Родину”, “Русь уходящая”, “Русь советская”). В послереволюционной поэзии Есенина усиливается импульс трагического. Он ощутим в неприятии “железного Миргорода”, обостряется от предчувствия возможной утраты человеком единства с природой.
Вместе с тем Есенин понимал, что поворот назад в истории невозможен. Отсюда его тревожные раздумья о будущем крестьянской Руси, противоречивые, мучительные:
Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальную Видеть беднуй, нищую Русь.
Тема Родины соединяется с темой революции, наполняется драматизмом. Русская революция была грандиозным взрывом невиданных сил, прорвавшихся и разбивших устои, прежде казавшиеся незыблемыми. В глазах Есенина она предстала как разгул могучей стихии, в которой трагически обнажались потаенные глубины человеческой натуры – и светлые, гуманистические идеалы, и темные, звериные начала.
Чтобы лучше понять настоящее, Есенин обращается к прошлому – к истории мужицких бунтов. Так родилась поэма “Пугачев”.
Вся поэзия Есенина, по его словам, “жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”. Все годы Есенин оставался верен чувству, пропетому им в юношестве:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
Поэт стремился к гармонии, к единству всего сущего на земле. Отсюда его любовь к “братьям нашим меньшим”. Животные – неотъемлемая часть крестьянского мира. Это отдельная тема поэзии Есенина, тесно смыкающаяся с темой природы.
Необыкновенным чувством любви, сострадания, дружбы наполнены стихи “Корова”, “Лисица”, “Песнь о собаке”, “Собаке Качалова”.
Большого, раскрытого миру сердца поэта хватало на любовь ко всему и всем. Поэтому главная, всеобъемлющая тема поэзии Есенина – тема любви: к Родине, к ее природе, к четвероногим друзьям, к женщине, к матери.
Глоссарий:
– сочинение на тему творчество есенина
– темы образы и мотивы раннего есенина
– темы образы и мотивы раннего есенина сочинение
– сочинение на тему поэзия Есенина
– основные темы поэзии есенина