Сочинение на тему: Основные мотивы поэзии Есенина, творческий путь



Самой главной темой в творчестве Есенина была тема Роди­ны. В ранних стихах поэт постигает душой и воплощает в живые зримые образы свою “малую” родину – село Константиново и его окрестности. Родина, Россия предстает в ранней лирике Го­лубой Русью, чудесной страной в черемуховом снегу.

Любовь к Родине находит выражение в любви к родной природе. Поэт ощущает свою слитность с родным краем: “Я хотел бы затерять­ся в зеленях твоих стозвонных”.

Стихи Есенина о природе пронизаны легкой грустью, ка­кой-то щемящей нежностью. Приглушенные, как бы сквозь дым­ку просвеченные солнцем пейзажи воссоздают Родину, Русь в разное время года и дня. Особенно Есенин любит восходы и закаты (“Там, где капустные грядки…”, “Выткался на озере алый свет зари…”, “Вот уж вечер.

Роса…”). Любовь к родной земле выливалась в проникновенные поэтические строки:

О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, –

Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Постепенно пределы “страны березового ситца” расширяются. Понятие Родины становится более емким,

наполненным. Поэт видит не только ширь степных раздолий, синь озер, как в ран­них стихах (“Край любимый!

Сердцу снятся…”, “Гой ты, Русь, моя родная…”, “В том краю, где желтая крапива…”, “Спит ко­выль. Равнина дорогая…”), но “черную, потом пропахшую выть”, “деревню, потонувшую в ухабинах”. Особенно обостряется чув­ство сыновней любви к Родине в период Первой мировой вой­ны. В стихотворении “Русь” Есенин рисует осиротевшие избы, плач жен, “поджиданье седых матерей”.

Любовь к природе Рос­сии переливается в любовь к ее людям, в сопричастность их горю. Он видит крестьян, у которых “сохнет рожь и не всходят овсы”, старого деда, который, согнувши спину, “чистит вытоп­танный ток”, деревенских парней-рекрутов. От идеализации при­родной, патриархальной Руси (“Преображение”, “Сельский ча­сослов”) Есенин переходит к постижению России начала XX в.

Вплоть до революции преобладающим мотивом в поэзии о Родине был мотив патриархальной Руси. В стихотворении “Не в моего ты бога верила…” поэт зовет “царевну сонную” Русь, жи­вущую “на туманном берегу”, к новой вере.

После Октябрьской революции творчество Есенина характери­зуется поворотом. Поэт принимал революцию, по его же выраже­нию, “с крестьянским уклоном”, ждал идиллического земного рая. В стихотворениях “Иорданская голубица”, “Небесный барабанщик”, в поэме “Инония” он говорит о том новом, что несет Родине рево­люция. Есенин надеется на преображение России, с восторгом причисляет себя к когорте обновителей земли русской:

Небо – как колокол,

Месяц – язык,

Мать моя – родина,

Я – большевик.

Но надежды поэта не оправдались. Он переживает духовный кризис, не принимая путей развития советской России:

В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму, –

Куда несет нас рок событий.

В поэзии Есенина появляется тема противопоставления горо­да деревне. Противоречивое отношение к индустриализации, к вторжению “железного гостя”, представление о будущем как о царстве железных машин, убивающих красоту природы, обу­словили появление пессимистических, пронизанных тревогой стихов. Метафорой этого периода творчества Есенина является тонконогий смешной дуралей – жеребенок, несущийся за паро­возом. Поэт с грустью называет себя “последним поэтом дерев­ни”.

Он стремится преодолеть отъединненость от революцион­ных преобразований, понять суть событий (“Возвращение на Родину”, “Русь уходящая”, “Русь советская”). В послереволюци­онной поэзии Есенина усиливается импульс трагического. Он ощутим в неприятии “железного Миргорода”, обостряется от предчувствия возможной утраты человеком единства с приро­дой.

Вместе с тем Есенин понимал, что поворот назад в истории невозможен. Отсюда его тревожные раздумья о будущем кресть­янской Руси, противоречивые, мучительные:

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальную Видеть беднуй, нищую Русь.

Тема Родины соединяется с темой революции, наполняется драматизмом. Русская революция была грандиозным взрывом невиданных сил, прорвавшихся и разбивших устои, прежде ка­завшиеся незыблемыми. В глазах Есенина она предстала как раз­гул могучей стихии, в которой трагически обнажались потаен­ные глубины человеческой натуры – и светлые, гуманистические идеалы, и темные, звериные начала.

Чтобы лучше понять на­стоящее, Есенин обращается к прошлому – к истории мужиц­ких бунтов. Так родилась поэма “Пугачев”.

Вся поэзия Есенина, по его словам, “жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”. Все годы Есенин оставался верен чувству, пропето­му им в юношестве:

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою”.

Поэт стремился к гармонии, к единству всего сущего на земле. Отсюда его любовь к “братьям нашим меньшим”. Животные – не­отъемлемая часть крестьянского мира. Это отдельная тема поэзии Есенина, тесно смыкающаяся с темой природы.

Необыкновенным чувством любви, сострадания, дружбы наполнены стихи “Коро­ва”, “Лисица”, “Песнь о собаке”, “Собаке Качалова”.

Большого, раскрытого миру сердца поэта хватало на любовь ко всему и всем. Поэтому главная, всеобъемлющая тема поэзии Есенина – тема любви: к Родине, к ее природе, к четвероногим друзьям, к женщине, к матери.

Глоссарий:

– сочинение на тему творчество есенина

– темы образы и мотивы раннего есенина

– темы образы и мотивы раннего есенина сочинение

– сочинение на тему поэзия Есенина

– основные темы поэзии есенина


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Сочинение на тему: Основные мотивы поэзии Есенина, творческий путь