Сочинение на тему: Основные мотивы поэзии Некрасова



Некрасов был самым демократическим поэтом второй трети XIX в. Его поэзия, совершенно народная и по духу и по форме, выражала мысли и чувства передовых революционных кругов общества. Какую бы тему ни брал поэт, под его пером она на­полнялась высоким гражданским содержанием, призывом к борь­бе за свободу и раскрепощение человека.

Тема любви к Родине проходит через все творчество Некрасо­ва. “Мать-отчизна”, “Родина-мать”, “Матушка Русь” – такими теплыми словами называл Россию поэт. Где бы ни был Некра­сов, какая бы пышная

и дивная природа его ни окружала, в сердце он всегда носил “врачующий простор” родной земли. Только родная сторона вдохновляла его поэзию:

Не небесам чужой отчизны –

Я песни родине слагал!

Отношение Некрасова К родине близко лермонтовской “стран­ной любви”. Русь Некрасова – “убогая и обильная, могучая и бессильная”. Двойственность чувства определяется тем, что поэт с трепетом и восторгом воспринимает природу, красоту родной земли, любуется “разливом гордых рек”, “живой степью”, “люби­мым лесом”, но ненавидит “зрелище бедствий народных”, про­извол властей,

бесчеловечность крепостного быта. С горечью поэт восклицает:

Не может сын смотреть спокойно На горе матери своей.

Никто не вынес такого сурового приговора крепостнической России, как это сделал Некрасов в стихотворении “Родина”.

Любовь к Родине постоянно сопровождается гневом и нена­вистью к угнетателям народа. Некрасов “любил, ненавидя”. Пат­риотизм его всегда был связан с жаждой социальных перемен, итогом которых станет народная счастливая и свободная Русь.

Тема Родины продолжается в теме трудового народа. Навсегда врезалась в память Некрасова картина страшного нечеловече­ского труда бурлаков. Великая русская река Волга стала “рекою рабства и тоски”, а образ бурлака – сквозным в поэзии Некра­сова (поэма “На Волге”, “Кому на Руси жить хорошо”, стихо­творение “Бурлаки”).

Рабский подневольный труд изобразил поэт в стихотворении “Железная дорога”. Со всех концов России согнали крестьян на строительство железной дороги, оторвав от семей, от хозяйств, и без того захудалых и жалких. Люди

… надрывались под зноем, под холодом С вечно согнутой спиной.

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Среди многотысячной толпы строителей дороги особенно выделяется “высокорослый больной белорус”. Его образ так вы­разителен, что приобретает почти символическое значение со­бирательного, обобщенного образа трудового народа.

Некрасов – сам действующее лицо в стихотворении. Это он, автор, рассказывает Ване всю правду о строительстве железной дороги, о том, что не генерал, а народ построил ее на своих костях. Скорбна песнь землекопов, это не песнь даже, а плач. В ней раскрывается все народное горе, невыносимые муки раб­ского труда.

Эта песнь-плач существует лишь в воображении поэта: так ее могли бы спеть погибшие, замученные, те толпы мертве­цов, что тянутся за поездом. Это неспетая песня и потому еще более трагичная.

При всем драматизме стихотворение заканчивается опти­мистической уверенностью в народных силах, в той мощи, которая неизбежно приведет к свободе, пусть даже это будет не скоро:

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет все, что господь ни пошлет!

Вынесет все – и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только – жить в эту пору прекрасную Уж не придется – ни мне, ни тебе.

Трудовая Россия представлена в стихотворении “Размышле­ние у парадного подъезда”. Державному Петербургу с пышным парадным подъездом противопоставлены крестьяне-ходоки, надеявшиеся найти справедливость у царского сановника. Не­красов с болью рисует рабскую покорность крестьян, которые четыре часа простояли с непокрытыми головами, а их не пусти­ли даже на порог.

И они, не возмущаясь, уходят. Это вызывает горькое восклицание поэта:

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил…

Поэт показывает тщетность поисков правды у власть иму­щих, призывает народ добиваться самому справедливости, ибо он “сеятель и хранитель” родной земли.

Большое место в поэзии Некрасова занимает мотив обездо­ленности русской женщины-крестьянки. Красавица, обреченная на непосильный труд, она “отцветает, не успевши расцвесть” (“Тройка”). От рождения ей предписана горькая судьба, “долюшка русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать!” (“В пол­ном разгаре страда деревенская…”).

Трагедия матери, потерявшей сына, замученного солдатчиной, раскрывается в стихотворении “Орина, мать солдатская”.

Образ “величавой славянки” создал Некрасов в поэме “Мо­роз, Красный нос”. Поэт любуется красотой, гармоничностью крестьянки:

Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна!

Она терпелива, вынослива. Труд – основа ее жизни, он опре­деляет отношение к людям:

В ней ясно и крепко сознанье,

Что все их спасенье в труде…

Дарья ни минуты не бывает праздной. Вся ее жизнь – это цепь беспрерывно выполняемых работ. Этот круговорот продол­жается из года в год. И ее муж Прокл тоже трудится не покладая рук, до самой смерти:

Уснул, потрудившийся в поте!

Уснул, поработав в земле!

В героях поэмы “Мороз, Красный нос” Некрасов воплотил народный идеал душевной и физической красоты, воспел кре­стьянский труд, опоэтизировал его как основу жизни.

Традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии Некрасовым решается как тема гражданского предназначения. В стихотворении “Блажен незлобливый поэт…” Некрасов противо­поставляет двух писателей. Один живет “без печали и гнева”, льстит, пишет только о красоте; другой своей “карающей лирой” говорит правду, что вызывает ненависть тех, кто правды боится:

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья.

В стихах Некрасова не однажды возникал образ Музы (“Муза”, “Безвестен я…”, “Вчерашний день, часу в шестом…”). Его Муза – “сестра народа”, “муза мести и печали”, иссеченная кнутом. Она зовет к мщенью. Ее песни полны скорби, тоски и жалоб.

Муза Некрасова принимает “терновый венец” мученицы, потому что “не восхваляет глупцов”, не поет им “сладких песен”.

Поэтическое кредо Некрасов выразил в стихотворении “Поэт и гражданин”, написанном в форме диалога. Поэт должен раз­делять судьбу отчизны. Он не может уходить от борьбы, служа любителям “изящного” и либеральным “мудрецам”. В стихотво­рении отразилась борьба между сторонниками “чистого искус­ства” и сторонниками гражданской позиции поэта:

С твоим талантом стыдно спать,

Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать.

Принципам гражданственности и суровой правды Некрасов сле­довал всю жизнь. Главная мысль, которая утверждалась Некрасо­вым: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”.

В “Элегии”, которая близка по смыслу пушкинскому “Па­мятнику”, Некрасов говорил о выполненном им долге поэта – гражданина:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

Круг поэтических интересов Некрасова был довольно широк – тема Родины, народной жизни, крестьянского труда, городская тема, назначение поэзии. На все поэт смотрел через призму граждан­ственности, явившись подлинным выразителем национального сознания русского народа.

Глоссарий:

– поэзия некрасова сочинение

– сочинение на тему родина в поэзии некрасова

– сочинение про некрасова

– сочинение на тему некрасов

– родина в поэзии некрасова сочинение


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: Основные мотивы поэзии Некрасова