Сочинение на тему: патриотизм в произведениях Есенина

Антиподом Маяковского был Есенин, для которого не столь существенны были социальные переме­ны, происшедшие в стране Октября, сколько ее непреходящая национальная сущность, воплотившаяся для Есенина прежде всего в образах родной природы, одушевленной и очень чело­вечной. “Как бы ни был красив Шираз, – писал Есенин в “Персидских мотивах”, – он не лучше рязанских раздолий”. Грядущее царство интернационализма, в котором не будет места национальному патриотизму, Есенин не понимает и от­вергает: “Но и тогда, когда на всей планете

/ Пройдет вражда племен, утихнет ложь и грусть, / Я буду воспевать всем суще­ством в поэте / Шестую часть земли с названьем кратким Русь”. Родина для Есенина органично была связана с патриар­хальной деревней, в которой в 20-е годы происходили боль­шие перемены, и Есенин, как ни старался, не мог эти переме­ны принять и одобрить. Индустриализация села, утрата им патриархальных традиций связи с землей, природой, Богом трагически воспринимается Есениным.

С какой пронзитель­ной горечью звучат, например, слова деревенского старика из стихотворения: “Русь советская”: “На церкви комиссар снял крест. /

Теперь и богу негде помолиться! / Уж я хожу украдкой нынче в лес: / Молюсь осинам, – может, пригодится”. О про­шедших революционных переменах в деревне Есенин с гру­стью говорит: “Словно тройка коней оголтелая / Прокатилась сквозь всю страну. / Напылили кругом. Накопытили”.

Разру­шение патриархальной деревни было для Есенина трагедией, потому что фактически означало потерю той самой родины, которую воспевал Есенин. Сам поэт признавался, что не го­дится в “новую жизнь”, что он “остался в прошлом одной но­гою”. Трагический разрыв со временем, ощущение отъеди­ненности собственной судьбы от судьбы народа и родины сделали лирику Есенина, особенно позднюю, такой щемяще­пронзительной.

Произведения Есенина – один из лучших об­разцов патриотической лирики в русской литературе.

В начале XX века Россия вступила в тяжелую и бурную эпоху войн и революций, из которых важнейшее значение, ес­тественно, имели Первая мировая война и Октябрьская рево­люция. Первые отклики на эти события были чисто эмоцио­нальными и осуществлялись в основном в лирической форме (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский, З. Гиппиус и др.). Ос­мысление этих грандиозных событий, и прежде всего револю­ции, пришло чуть позднее.

При этом последующие непосред­ственно за 25 октября 1917 года события – гражданская война, разруха, коллективизация и др. – воспринимались большинством писателей как продолжение революции, так что самому перевороту 25 октября в литературе было уделено довольно мало внимания – разве что в поэме Маяковского “Хорошо!”. Осмыслению подвергался весь процесс ломки старого жизненного уклада.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: патриотизм в произведениях Есенина