Анализ стихотворения Есенина С. А. “Русь советская”
В самом названии произведения С. А. Есенина “Русь советская” содержится сопоставление новой советской эпохи с дореволюционной. Основным композиционным приемом в поэме становится антитеза.
Лирический герой возвращается в свой “край осиротелый” и видит лишь золу и пыль на месте отчего дома. Эта сцена символизирует те перемены, которые произошли в жизни родины.
В первых строфах герой ощущает одиночество (“Ни в чьих глазах не нахожу приют…”). Провидческой при этом является шестая строфа, в которой поэт утверждает,
Революционные события изображаются в них уже детализировано, а не одним абстрактным символом урагана, как в первой строфе. Это и рассказы о Буденном, и крымские события, и агитки Бедного Демьяна. Поэт далек от любования этими рассказами. Неслучайно от них “И клены морщатся
Насилие противоестественно гуманистической природе человека. От жесткости революционных событий содрогнулся мир.
Лирический герой произведения вновь ощущает себя ненужным ни в личном, ни в творческом плане. Таким образом, агитки Демьяна Бедного, которые комсомольцы “наяривают рьяно”, становятся поэтической альтернативой нежной есенинской лирике.
Далее автор рассуждает о поэзии, о своем понимании патриотизма. В заключительной строфе возникает образ шестой части земли с названьем кратким “Русь”. Очевидно, для поэта все-таки прежний, воспринятый в детстве и ранней юности образ родины ближе современного (поэма написана в 1924 году).
Соглашаясь принять все новое, он делает это не без усилий. Двусмысленно звучат есенинские строки: “Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам”. Душа и лирика поэта неделимы. И это понятно.
Строки “А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки присмирев”, – пишет лирический герой. Эти строки свидетельствуют о начинающемся творческом кризисе автора. Он ощущает себя поэтом старой эпохи, и древнее название нашего государства “Русь” лишний раз подчеркивает это.
“Русь советскую” следует рассматривать в русле других поэм С. А. Есенина “Русь бесприютная” и “Русь уходящая”. В них четче и рельефнее обрисован образ царящего в стране общественного раскола. Поэт яснее осознает себя человеком неновым (“Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою” (“Русь уходящая”)). И все-таки С-A.
Есенин больше, чем собственной судьбой, интересуется судьбой крестьянства после революции. В то же время он чувствует, что остался в переломную эпоху в стороне от великих событий (“Я тем завидую, Кто жизнь провел в бою, Кто защищал великую идею. А я, сгубивший молодость свою, Воспоминаний даже не имею”). Нельзя не отметить многочисленных противоречий в поэмах
С. А. Есенина 1924 года. Они проявляются и в стилистических контрастах: сочетании просторечной лексики (“Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен?”) и возвышенной (“пилигрим угрюмый”, “Российский скандальный поэт”).
В поэме нередко возникает образ нищеты и разрухи (начиная с образа сожженного отчего дома, заканчивая пейзажем заката, который “обрызгал серые поля” и босые ноги тополей). В “Руси бесприютной” поднимается проблема беспризорности. В “Руси уходящей” С. А. Есенин отмечает, что крестьянам “не хватает ситца и гвоздей”.
В поэме “Русь советская” надежды поэта обращены к будущему, когда “пройдет вражда племен, исчезнет ложь и грусть”. Произведение С. А. Есенина наряду с другими воплотило сложность восприятия противоречивой эпохи двадцатых годов и ее переходный характер.
Глоссарий:
– русь советская анализ
– русь советская есенин анализ
– есенин русь советская анализ
– анализ стихотворения русь советская
– анализ стихотворения есенина русь советская