Сочинение на тему: патриотизм в произведениях Лескова
В том же ключе решал проблему национального характера и Лесков. Своеобразие его постановки этой проблемы состояло, между прочим, в том, что он не брал экстремальных ситуаций в жизни родины и народа для разработки этой темы. В Творчестве Лескова нет ни войн, ни революций, ни вообще крупномасштабных столкновений между государствами и народами. Лесков брал достаточно обыкновенные ситуации и показывал превосходство русского народа над другими в мирной жизни.
Причем заметим – и для Толстого, и для Лескова принципиально важно было то,
Прелесть рассказа прежде всего в том, что произвел это чудо простой русский мастер,
Талантливость и скромность – вот что бросается в глаза в героях Лескова в первую очередь. “Ведь ты русский человек? – говорит один из персонажей рассказа “Очарованный странник”. – Русский человек со всем справится”. И при этом сделает все мало того что отлично, но еще и просто, естественно, спокойно. Примечательно, что и свой рассказ о русских людях Лесков ведет просто, используя прием речевой стилизации под народную разговорную речь – сказ.
Но талантливость и скромность – лишь первые, наиболее очевидные признаки национального характера. Более глубокий его слой – любовь к России и смирение перед Богом. Левша в Англии не поддается ни на какие уговоры остаться, во всем держится своего русского обычая и, как выясняется в конце рассказа, имеет поистине государственное мышление.
Тоскуя по России, он помнит, что надо передать государю важное дело: “…у англичан ружья кирпичом не чистят, пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся”.
С таким народом можно оптимистично смотреть и на судьбу родины: в случае войны или еще какой неприятности со стороны иноземцев русский народ себя в обиду не даст. Об этом – рассказ “Железная воля”, где немец Пекторалис, приехав в Россию с грандиозными планами и железной волей, постоянно попадает в смешные и глупые положения именно из-за своей немецкой натуры, а русский человек, даже самый негодящий пьяница вроде Сафроныча, уповая на бога и не заносясь, в смирении и покое торжествует над немецкой “железной волей”. В начале рассказа приведен примечательный диалог, в котором один из собеседников прямо высказывает взгляды Лескова. Речь идет о том, что в случае столкновения России и Германии “немцы нас вздуют”, а у русского народа не найдется иных союзников, кроме как “авоська с небоськой”, на что старик Вочнев отвечает: “Зачем же так пренебрегать авоськой с небоськой? …они очень добрые и теплые русские ребята, способные кинуться, когда надобно, и в огонь и в воду, а это чего-нибудь да стоит… именно в деле с немцем, который без расчета шагу не ступит и, как говорят, без инструмента с кровати не свалится…
Ну, железные они, так и железные, а мы тесто простое, мягкое, сырое, не пропеченное тесто, – ну а вы бы вспомнили, что и тесто в массе топором не разрубить, а пожалуй, еще и топор там потеряешь”.
Глубинной же основой русской натуры Лесков считал христианскую праведность, способность переносить страдания ради правды и веры. Это качество отображается им во многих рассказах, но особенно ярко, пожалуй, – в “Очарованном страннике”. Создал Лесков и цикл рассказов о русских праведниках – внешне непримечательных и скромных, а внутренне удивительных, несгибаемых людях истинно духовной жизни.
Рассказы Лескова – свидетельство глубокой веры писателя в русский народ, его потенциальные творческие и духовные силы.