Анализ произведения “Русь советская” Есенина С. А



“Русь советская”
В самом названии произведения С. А. Есенина “Русь советская” содержится сопоставление новой советской эпохи с дореволюционной. Основным композиционным приемом в поэме становится антитеза.
Лирический герой возвращается в свой “край осиротелый” и видит лишь золу и пыль на месте отчего дома. Эта сцена символизирует те перемены, которые произошли в жизни родины.
В первых строфах герой ощущает одиночество (“Ни в чьих глазах не нахожу приют…”). Провидческой при этом является шестая строфа, в которой

поэт утверждает, что его село родное “лишь тем и будет знаменито, Что здесь когда-то баба родила Российского скандального пиита”. Высокопарно звучащее слово “пиит” сразу же ставит С. А. Есенина в один ряд с крупнейшими мастерами поэтического слова. Затем мысли об исключительности собственного таланта уступают место раздумьям о судьбе родины.

Революционные события изображаются в них уже дета-лизированно, а не одним абстрактным символом урагана, как в первой строфе. Это и рассказы о Буденном, и крымские события, и агитки Бедного Демьяна. Поэт далек от любования этими рассказами.

Неслучайно

от них “И клены морщатся ушами длинных веток, И бабы охают в немую полутьму”. Насилие противоестественно гуманистической природе человека. От жесткости революционных событий содрогнулся мир.
Лирический герой произведения вновь ощущает себя ненужным ни в личном, ни в творческом плане. Таким образом, агитки Демьяна Бедного, которые комсомольцы “наяривают рьяно”, становятся поэтической альтернативой нежной есенинской лирике.
Далее автор рассуждает о поэзии, о своем понимании патриотизма. В заключительной строфе возникает образ шестой части земли с названьем кратким “Русь”. Очевидно, для поэта все-таки прежний, воспринятый в детстве и ранней юности образ родины ближе современного (поэма написана в 1924 году).

Соглашаясь принять все новое, он делает это не без усилий. Двусмысленно звучат есенинские строки: “Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам”. Душа и лирика поэта неделимы.

И это понятно. Строки “А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки присмирев”, – пишет лирический герой. Эти строки свидетельствуют о начинающемся творческом кризисе автора.

Он ощущает себя поэтом старой эпохи, и древнее название нашего государства “Русь” лишний раз подчеркивает это.
“Русь советскую” следует рассматривать в русле других поэм С. А. Есенина “Русь бесприютная” и “Русь уходящая”. В них четче и рельефнее обрисован образ царящего в стране общественного раскола. Поэт яснее осознает себя человеком неновым (“Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою” (“Русь уходящая”)).

И все-таки С. А. Есенин больше, чем собственной судьбой, интересуется судьбой крестьянства после революции. В то же время он чувствует, что остался в переломную эпоху в стороне от великих событий (“Я тем завидую, Кто жизнь провел в бою, Кто защищал великую идею. А я, сгубивший молодость свою, Воспоминаний даже не имею”). Нельзя не отметить многочисленных противоречий в поэмах
С. А. Есенина 1924 года. Они проявляются и в стилистических контрастах: сочетании просторечной лексики (“Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен?”) и возвышенной (“пилигрим угрюмый”, “Российский скандальный поэт”).
В поэме нередко возникает образ нищеты и разрухи (начиная с образа сожженного отчего дома, заканчивая пейзажем заката, который “обрызгал серые поля” и босые ноги – тополей). В “Руси бесприютной” поднимается проблема беспризорности. В “Руси уходящей” С. А. Есенин отмечает, что крестьянам “не хватает ситца и гвоздей”.
В поэме “Русь советская” надежды поэта обращены к будущему, когда “пройдет вражда племен, исчезнет ложь и грусть”. Произведение С. А. Есенина наряду с другими воплотило сложность восприятия противоречивой эпохи двадцатых годов и ее переходный характер.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ произведения “Русь советская” Есенина С. А