Сочинение на тему “Моя специальность – жизнь” (лирика М. Цветаевой)

“Моя специальность – жизнь…” (лирика М. Цветаевой) …Могил стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. М. Цветаева Русская поэзия – наше великое духовное достоя­ние, наша национальная гордость. Но многих поэтов и писателей забыли, их не печатали, о них не говорили. Однажды Цветаева случайно обмолвилась по чисто ли­тературному поводу: “Это дело специалистов поэзии.

Моя же специальность – Жизнь”.

Жила она сложно и трудно, не знала и не искала ни покоя, ни благоден­ствия, всегда была в полной неустроенности.

В 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, она выпускает довольно объемный сборник “Вечерний альбом”. Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин.

Стихи юной Цве­таевой были еще очень незрелые, но подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосред­ственностью. В этом альбоме Цветаева облекает свои переживания в лирические стихотворения о несостояв­шейся любви, о невозвратности минувшего и о вернос­ти любящей: Ты все мне поведал – так рано! Я все разглядела – так поздно!

В сердцах наших вечная рана, В

глазах молчаливый вопрос… Марина очень сильно любила город, в котором ро­дилась Москве она посвятила много стихов: Царю Петру, и Вам, о царь, хвала. Но выше вас, цари: колокола.

Пока они гремят из синевы – Неоспоримо первенство Москвы.

– И целых сорок сороков церквей Смеются над гордынею царей! Марина Цветаева пишет не только стихи, но и прозу. Проза Цветаевой тесно связана с ее поэзией.

В ней, как и в стихах, важен был факт, не только смысл, но и зву­чание, ритмика, гармония частей. Она писала: “Проза поэта – другая работа, чем проза прозаика, в ней еди­ница усилия – не фраза, а слово, и даже часто – мое”. Одна из ее прозаических работ посвящена Пушкину.

В ней Марина пишет, как она впервые познакомилась с Пушкиным и что о нем узнала сначала. Она пишет, что Пушкин был ее первым поэтом, и первого поэта убили.

Она рассуждает о его персонажах. Пушкин “заразил” Цветаеву словом “любовь”. Этому великому поэту она также посвятила множество стихов: Бич жандармов, бог студентов, Желчь мужей, услада жен – Пушкин – в роли монумента?

Гостя каменного?.. Вскоре свершилась Октябрьская революция, кото­рую Марина Цветаева не приняла и не поняла. С ней произошло поистине роковое происшествие. В мае 1922 года Цветаева со своей дочерью уезжает за гра­ницу к мужу, который был белым офицером.

Берлин, Прага, Париж…

В ее стихах зазвучали совсем иные ноты: Береги могил: Голодней блудниц! Мертвый был и сгнил: Береги гробниц!

От вчерашних правд В доме – смрад и хлам. Даже самый прах Подари ветрам! Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества.

Ей некому прочесть, некого спро сить, не с кем порадоваться.

“Родина не есть услов­ность территории, а принадлежность памяти и кро­ви, – писала она. – Не быть в России, забыть Рос­сию – может бояться только тот, кто Россию мыс­лит вне себя. В ком она внутри – тот теряет ее лишь вместе с жизнью”. Тоска по России сказыва­ется в таких лирических стихотворениях, как “Рас­свет на рельсах”, “Лучина”, “Русской ржи от меня поклон”, “О неподатливый язык…”, сплетается с ду­мой о новой Родине, которую поэт еще не видел и не знает: Покамест день не встал С его страстями стравленными, Из сырости и шпал Россию восстанавливаю.

Из сырости – и свай, Из сырости – и серости. Покамест день не встал И не вмешался стрелочник. Постепенно Цветаева отдаляется от кругов эмиг­рантов, зреет нелегкое решение: Ни к городу и ни к селу – Езжай, мой сын, в свою страну, – В край – всем краям наоборот!

– Куда назад идти – вперед Идти, – особенно – тебе… Личная драма поэтессы переплеталась с трагедией века. Она увидела звериный оскал фашизма и успела проклясть его.

Последнее, что Цветаева написала в эмиграции, – цикл гневных антифашистских сти­хов о растоптанной Чехословакии, которую она нежно и преданно любила. Это поистине “плач гнева и люб­ви”, Цветаева теряла уже надежду – спасительную веру в жизнь. Эти стихи ее – как крик живой, но ис­терзанной души: Отказываюсь – быть. В Бедламе нелюдей Отказываюсь – жить.

С волками площадей Отказываюсь – выть.

На этой ноте последнего отчаяния оборвалось твор­чество Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование. И того – в обрез. В 1939 году Цветаева восстанавливает свое советское гражданство и возвра­щается на родину.

Она мечтала вернуться в Россию “желанным и жданным гостем”. Но так не получилось: муж и дочь подверглись необоснованным репрессиям. Грянула война.

Превратности эвакуации забросили Цве­таеву сначала в Чистополь, а затем в Елабугу.

Измучен­ная, потерявшая веру, 31


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему “Моя специальность – жизнь” (лирика М. Цветаевой)