Сочинение на тему: “ДЛЯ ВОЛИ ИЛЬ ТЮРЬМЫ НА ЭТОТ СВЕТ РОДИМСЯ МЫ?” (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”)

“Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?” – задается вопросом главный герой бес­смертной поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри”. История маленького пленника, который долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал, совер­шил безумную попытку бегства в горы, наводит на размышления о предназначении человека в этом мире.

Согласно сложившимся представлениям глав­ной ценностью в этом мире является человечес­кая жизнь. Но парадокс состоит в том, что обсто­ятельства иной раз складываются таким неблагоприятным образом, когда ненавистной,

невыносимой жизни человек предпочитает смерть Для героя поэмы ограничение свободы было равносильно смерти.

Исследуя причины, погубившие Мцыри, Лермонтов оценивает действия героя с точки зрения высокого нравственного идеала. Основным средством психологического анализа в поэме выступает монолог-исповедь героя, передающий течение мыслей и смену чувств, раскрывающий подлинную сущность его душевных переживаний.

Все долгие годы пленения Мцыри приноравливался к новым условиям: изучил язык и обычаи чужаков, принял в свое сердце христианскую веру и даже хотел “во цвете лет изречь монашеский обет”.

Но все это время неясная тоска не давала ему покоя, а в душе зарождалась и крепла мечта о жизни иной:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б смог,

Случайное исчезновение пленника стало для всех полной неожиданностью. Мальчик был пленен в возрасте шести лет и, казалось, за долги годы привык к своему положению. Конечно, маленький мальчик скучал по родным, ему част снились родной аул, милые лица отца и матери Известно, что многие, особенно дети, даже те, о которых отказываются родители, очень страдают от отсутствия родительской заботы. Был проведен такой эксперимент: детей разделили на три группы.

Малышей первой группы кормили, брали на руки, общались с ними. Детей второй группы кормили, относились к ним ласково, но не устанавливали особый душевный контакт. Детей третьей группы только кормили, в основном он были предоставлены сами себе.

Результат эксперимента показал, что только в первой группе дети выросли полноценными: они могли устанавливать контакты с окружающими, были спокойны, уравновешенны, радостны.

Мцыри рос в окружении совершенно чужих людей и остался в живых только благодаря дружескому участию монаха. Все это не могло не сказаться на характере мальчика:

Но, чужд ребяческих утех,

Сначала бегал он от всех,

Бродил безмолвен, одинок,

Смотрел, вздыхая, на восток.

Однако основная причина недуга Мцыри зак­лючалась не только в том, что он “не находил не только милых душ – могил!”. Все годы пленения в душе его укреплялся могучий свободолюбивый дух отцов, который не мог себя проявить в усло­виях монастырской тиши и покоя:

Я знал одной лишь думы власть…

Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы…

Хотел ли жить Мцыри? Очень хотел: “Но с жизнью жаль расстаться мне. Я молод, молод…” Три дня свободы, три дня полного единения с природой стали для героя настоящим откровени­ем.

Его сердце билось живей при виде солнца и полей, а свежий воздух рождал в душе волную­щие желания.

Поэт подробно воссоздает картины кавказ­ской природы, эмоционально окрашенной психо­логическим состоянием героя, который решил скинуть рабские оковы. Отсюда – обостренное восприятие им природы (“О, я как брат обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, ру­кою молнию ловил…”), пристальное внимание к любой мелочи (“В снегах, горящих, как алмаз, седой незыблемый Кавказ; и было сердцу моему легко, не знаю почему…”), страстное стремление приподнять завесу будущего, манящего и опас­ного (“…без слов, мне внятен был тот разговор, немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней”).

Монастырь, удушливые кельи, монотонные молитвы не могут сломить гордый и вольный дух юноши. В противовес этим чуждым реалиям ноч­ная свежесть лесов, зубцы далеких синих гор, немолчный ропот горного потока, кудри виног­радных лоз дают герою ощущение полноценной жизни, с тревогами, заботами и радостями. Мцы­ри вспоминает отцовский дом, вечерний гул бе­гущих домой табунов, блеск длинных кинжалов, звон кольчуги, долгие рассказы перед вечерним очагом о том, “как жили люди прежних дней, когда был мир еще пышней”.

Он познает сладостное и волнующее чувство любви. Сбывается его мечта о битве. На наших глазах смиренный слабосильный монах перевоп­лощается в славного воина, чье “сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови…”.

Против могучего барса Мцыри выходит, вооружившись лишь заостренным суком. Перед лицом опаснос­ти раскрываются его неограниченные физиче­ские и духовные силы. Он, словно дикий и злой пустынный барс, отстаивает свое право на жизнь:

Казалось, что слова людей Забыл я – и в груди моей Родился тот ужасный крик.

Как будто с детства мой язык К иному звуку не привык.

Битва со снежным барсом закончилась полной победой Мцыри, но битва с тюрьмой и рабскими оковами – полным провалом. Мцыри вернулся в стены, которые так и не дали ему ощущения жизни, но дух его, наконец, обрел свободу. Герой понял, что ему не избежать предназначения, уго­тованного судьбой, а потому предпочитает смерть.

Для каждого понятие свободы окрашено сво­ими красками и полутонами, но основное содер­жание остается без изменений: свобода – это воз­можность жить полноценно, реализуя свои же­лания и мечты. При этом необходимо быть ответ­ственным за все свои поступки и мысли.

Глоссарий:

– для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы сочинение

– для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы

– для воли иль тюрьмы на этот свет родится мы

– сочинение для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы

– для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: “ДЛЯ ВОЛИ ИЛЬ ТЮРЬМЫ НА ЭТОТ СВЕТ РОДИМСЯ МЫ?” (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”)