Для воли иль тюрьмы на этот светродимся мы? (по поэме “Мцыри”)



Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” явилась настоящим гимном стремлению к свободе, “пламенной страсти”, самому романтическому герою: Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть… В образе главного героя поэт наиболее полно раскрыл самого себя, собственную душу, идеалы. В этом произведении соединилось все самое дорогое для человека – родной дом, семья, родина, свобода, жизнь, борьба.

В поэме Лермонтов представил безупречного героя, чью душу не разъедают противоречия и который в своем стремлении к свободе не пытается

попирать чужое достоинство.

Он отличается благородством побуждений, исключительной цельностью характера, нравственной чистотой. В отважном мальчике-дикаре поэт воплотил жажду тревог и битв, жажду бури, которая постоянно живет в человеческой душе, и в первую очередь, в душе самого автора. И не случайно он вводит образ монастыря-тюрьмы как воплощения всего/ что сковывает человеческую мысль, мешает свободному полету души, лишает права на жизнь и борьбу.

Не удовлетворяясь жизнью в заточении, герой решается на побег из монастыря, враждебного “закону сердца”, и погружается в свободную стихию родной

природы.

Этот побег был подготовлен годами мучений и тоски. Давным-давно Мцыри решил бежать, чтобы отыскать свою родину, своих близких и родных: Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. Он не привык к плену, как ошибочно считали монахи, он не намерен отказываться от жизни.

Просто он затаил свою тайну в душе, ведь монахам не дано понять стремлений свободолюбивого юноши. Вырвавшись из монастыря и окунувшись в свободный и живой мир, Мцыри понимает, что смысл человеческой жизни не смиренное существование, а постоянная борьба.

Борьба за свободу, за раскрытие своей личности, за установление общности с близкими по духу. Он порывает с христианским учением о ничтожности земного существования.

Герой готов отдать блаженство загробной жизни (которое сулили ему монахи за послушание) за обычные человеческие радости: …за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял… Когда его спрашивают, что делал он за стенами монастыря, он отвечает: “Жил!” А на вопрос о том, что он видел, рисует красочную картину золотистого рассвета, радужных красок утра, свежести леса, зелени пронизанной солнцем листвы. Он наслаждается волшебными голосами природы, благоуханием земли, освеженной грозой, темнотой ночи в горах.

Но больше всего его поражает и манит гроза, именно она ближе всего духу Мцыри: Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой?.. Однако бегство героя превращается в движение по замкнутому кругу: весь его путь совершается в окрестностях монастыря. И обессиленный, умирающий, он снова оказывается за стенами своей тюрьмы.

Умирая, он просит перенести его в цветущий сад со свежей травой, акациями, душистым воздухом, откуда видны скалистые заснеженные горы Кавказа, чтобы хотя бы после смерти обрести столь желанную свободу.

Весь трагизм положения героя заключен именно в том, что, восстав против незыблемых правил и авторитетов, убежав в край свободы, он все же не смог достичь этого края. Потому что его просто не было. И судьба Мцыри – это судьба, которая ждала любого свободолюбивого человека во времена Лермонтова. В поэме “Мцыри” М. Ю.

Лермонтов создал яркий и самобытный образ мальчика-горца. Первые шесть лет своей жизни он провел в горах, среди родных и близких, на лоне живописной природы, но потом попал в плен к русскому генералу и был увезен им далеко от дома. Из-за тяжелой болезни Мцыри оставили в монастыре, монахи которого взялись его выходить и воспитать.

Несмотря на заботу, юноша чувствовал себя в монастыре, как в клетке.

Запертый в четырех стенах, он не видел и не слышал ничего, кроме колокольного звона, “келий душных и молитв”. Размеренная и унылая жизнь монахов претила ему так же, как покорность и смирение. Оторванный от родины и попавший в неволю, Мцыри медленно умирал; он не видел смысла в таком существовании. Старик! я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас – Зачем?..

Юноше хотелось дышать полной грудью, он мечтал познать “блаженство вольности”: Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской… В душе Мцыри зародилось желание узнать, “для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”, и в одну грозовую ночь он сбежал из монастыря.

Три дня наслаждался молодой горец свободой, жил настоящей жизнью. Он скитался по горам и лесам, любовался “прозрачной зеленью листов” и виноградными лозами, слушал “немолчный ропот” горного потока и пение птиц. Находясь вдалеке от людей, он наконец-то не чувствовал себя одиноким.

Здесь, на приволье, в душе Мцыри проснулись заложенные с рождения желания и мечты, сила и ловкость: Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил… Вернувшись в монастырь, умирающий от нанесенных барсом ран Мцыри не раскаивается в своем поступке и до последних минут отстаивает собственные идеалы и ценности. В поэме “Мцыри” М. Ю. Лермонтов доносит до нас мысль, что всякий человек рождается для счастья и свободы, и за ним остается право выбора – бороться за свою судьбу до конца или сдаться и смириться.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Для воли иль тюрьмы на этот светродимся мы? (по поэме “Мцыри”)