Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри” )

Поэтический мир М. Ю. Лермонтова – это тревожный мир исканий, глубокой мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясен царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева. Мир Лермонтова – это мир высоких и прекрасных чувств: любви, дружбы, тонких переживания души.

Основной пафос в творчестве поэта виден в “нравственных вопросах” о судьбе и правах человеческой личности.
Одной из вершин художественного наследия М. Ю. Лермонтова является поэта “Мцыри” – плод длительной

и тяжелой творческой работы. Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем, старым монахом. Этот образ мы встречаем в романтических поэмах “Исповедь” и “Боярин Орша”, особую же выразительность и наибольшее значение он приобретает в поэме “Мцыри”.
Наиболее распространена трактовка образа главного героя как “естественного человека”, сталкивающегося с губительной силой цивилизации, которая оторвала его от естественного состояния и заточила в монастырь. При таком рассмотрении герой лишается
присущей ему многозначности и глубины внутреннего развития. Годы пребывания Мцыри в монастыре, насильственного приобщения к культуре, были полны не только горечью утрат и страданий, но и существенными приобретениями.

Необычайность положения и судьбы заставляет юношу задуматься над проблемами, несвойственными “естественному” сознанию. Наряду с мечтами о родине и свободе в нем зарождается стремление к познанию окружающего мира, степени его соответствия мечтам и идеалам. Мцыри стремится решить важнейший вопрос о мере свободы человека в окружающем мире.
Поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты главного героя. Поэма не раскрывает до конца стремлений юноши, но они ощутимы в намеках. О своем отце и его собеседниках Мцыри вспоминает, прежде всего, как о воинах.

Неслучайно ему снятся сражения, в которых он всех побеждает, недаром мечты влекут его в “чудный мир тревог и битв”. Он убежден, что мог бы быть “в краю отцов не из последних удальцов”.
Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, однако всем строем своих чувств он – воин. Суровой сдержанностью герой отличался еще с ранних лет. Юноша гордится этим: “Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда”.

Волю слезам он дает лишь во время побега: ведь их теперь никто не увидит.
Трагическое одиночество в монастыре закалило силу воли Мцыри. Неслучайно, что он сбежал из своего “заточения” в грозовую ночь: то, что устрашало боязливых монахов, наполняло его сердце бодростью и чувством братства с грозой. Мцыри не страшила могила: в ней нет страдания.
Мужество и стойкость юноши проявились в битве с барсом, в ней с наибольшей силой раскрывается героическая сущность характера юноши. Несмотря на всю близость к природе, Мцыри – представитель иного “царства”, человеческого, которое не может строиться и существовать только по природным законам.
На пути в “край отцов” юноша переживает еще одну встречу, которая имеет символико-обобщенный смысл, – встречу с девушкой-грузинкой. Но герой преодолевает соблазн уединенного счастья и покоя вдали от родины, от мира “тревог и битв”. Он так и не зашел в саклю, где скрывалась юная грузинка: “Я цель одну, пройти в родимую страну, имел в душе”.
Трагичность Мцыри проявляется в его внутренней противоречивости. Он далек от гармоничности. Одно из его противоречий – между силой духа и слабостью тела – отражает не только пагубность воздействия монастырской атмосферы, но и более глубокий конфликт философского плана, который заключается в противоборстве между бесконечными возможностями человеческого духа и конечностью существования “бренного” тела.
Исповедь героя многозначно соотносится с авторским вступлением к поэме. Если эпиграф напоминал о временах библейско-легендарных, то в начале пролога говорится о реально-достоверном прошлом – об истории древнего монастыря, многострадального грузинского народа. Далее повествование переводится из общеисторического плана, предмет которого – судьба государства и народа, в план личностный. Здесь излагается история судьбы конкретного человека – Мцыри.

Поэт движется последовательно от большой к малой истории, а от нее – к отдельной личности, “песчинке” истории. Двойной взгляд поэта на своего героя, извне и изнутри, сближает и разделяет его с ним.
Трагизм главного героя заключается не только в том, что он не находит конкретного пути, ведущего его на родину, к свободной естественной жизни, но и в том, что такого пути нет вообще, ибо нет возврата назад в историческое прошлое. Лермонтов в поэме “Мцыри” запечатлен “вечный ропот” человека, его вечный поиск, неустанную борьбу за созидание и утверждение в себе и в мире высших человеческих ценностей.
Увещевания старого монаха не заставляют Мцыри раскаяться. Он и теперь бы “рай и вечность променял” за несколько минут среди близких. Обстоятельства оказались сильнее его, герой напрасно спорил с судьбой.

Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом литературы, воплощением мужества и героизма.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри” )