«ДЛЯ ВОЛИ ИЛЬ ТЮРЬМЫ НА ЭТОТ СВЕТ РОДИМСЯ МЫ?» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)

By admin

«ДЛЯ ВОЛИ ИЛЬ ТЮРЬМЫ НА ЭТОТ СВЕТ РОДИМСЯ МЫ?»

(по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)

У каждого человека есть свои корни: это родина, родные и близкие люди. Что должен чувствовать человек, потерявший их, как это произошло с Мцыри — главным героем одноименной поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова.

«Мцыри» — одна из самых замечательных поэм Лермонтова. Лермонтов хотел написать поэму от имени молодого монаха, с детства жившего в монастыре и ничего, кроме священных книг, не читавшего, человека со страстной душой, тяготящегося своим положением невольника. Мцыри принадлежит к типу лермонтовских героев-борцов, восстающих против насилия над личностью.

В основе поэмы — реальная история: на Кавказе Лермонтов встретил монаха-горца, который поведал ему историю своей жизни. Оказалось, что ребенком он попал в плен и его отдали в один из грузинских монастырей. Юный горец пробовал бежать, а потом долго болел.

Слово «мцыри» в переводе с грузинского языка означает «послушник» и «чужеземец». Таким абсолютным чужеземцем в мире и является герой. Вырванный силой обстоятельств из родной почвы, он теряет свое место в мире.

Все вокруг Мцыри — не только природа, но и человек — живет глубокой, одновременно динамичной и умиротворенной жизнью. Все, стремясь к небесам, коренится в земле: «волшебные» и «странные голоса»

… шептались по кустам.

Как будто речь свою вели

О тайнах неба и земли;

И все природы голоса

Сливались тут…

Заветная мечта героя — возвратиться в родной дом, к родителям. С надеждой попасть на родину Мцыри бежит из монастыря, который считал своей тюрьмой. Юноша вдыхал воздух свободы, который лечил его пораженную неволей грудь, видел радостные поля, веселые холмы и величественный снежный Кавказ. Пелена забвения упала с глаз Мцыри, он вспомнил обычаи предков, отца, сестер — и его душа наполнилась силой:

… О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил…

В монастыре душа Мцыри была обречена на покорность и раздвоенность, забвение и печаль. Иметь такой могущественный дух — и постоянно его укрощать, мечтать о воле — и жить в заточении, не узнать богатства чувств, которые украшают жизнь, — это для Мцыри было страшнее смерти. На воле юный горец почувствовал подъем всех душевных сил, наслаждение от величия и красоты природы, решимость пережить все на пути к цели (опасность, голод, поединок с барсом).

Душа Мцыри впервые наполнилась настоящими человеческими чувствами: жаждой борьбы, любовью, надеждой, а потом отчаянием, тоской.

Душа Мцыри стремилась к борьбе, многообразию чувств, человеческому счастью. Жизнь в монастыре после трех дней воли кажется юноше духовной смертью: впереди — только печаль и жалость монастырских прислужников. Для гордой души это нестерпимо, но в его душе нет раскаяния» Надежда вернуться на родину неосуществима, и Мцыри просит перед смертью вынести его в сад: это его последняя надежда увидеть родной Кавказ, услышать в последний раз хотя бы отдаленный звук, который доносится из родного края.

Мцыри стремится на родину, то есть к самому себе, к первоосновам своего бытия, к той почве, из которой он поднялся и от которой был насильственно оторван. Бегство героя — это его ответ на непреодолимый зов родных мест. Его душа сливается с природой, которая постепенно превращается из родственной, братской во враждебную человеку грозную силу.

Родина, на которую стремится Мцыри, приобретает у Лермонтова символическое значение — это воплощение абсолютной свободы. Природа становится символом этого мира. Но вне этого мира находятся «рай и вечность», которые герой готов променять на «несколько минут» жизни на родине.

Судьба Мцыри — героическое, мощное, но трагически неосуществимое стремление к активной жизни, желание обрести покой в той полной опасностей жизни, от которой его оторвал жестокий рок.