“Тот чудный мир тревог и битв” (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”)



Заметное место в художественном наследии Лермонтова занимает поэма “Мцыри” – плод деятельной и напряженной творческой работы автора. В воображении поэта давно возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем – старшим монахом. В поэме “Исповедь” (1830 год, действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов.

Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может

раскрыться сильный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к созданию поэмы “Мцыри” (1840 год), вобравшей многое из более ранних опытов. Перед “Мцыри” была написана поэма “Беглец”. В ней Лермонтов развивает мотив возмездия за трусость и предательство. Изменник, забывший о родине и долге, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам за гибель отца и братьев.

Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от мертвого от него все отвернутся.

В поэме “Мцыри” Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в “Исповеди” и “Беглеце”.

В “Мцыри” поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в “Исповеди” (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в эпизоде краткой встречи Мцыри с грузинкой у горного потока.

Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов-декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но “пламенную страсть” сливается у героя любовь к отчизне и жажда воли.

Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими – стены, трусливыми и жалкими – стражи-монахи, сам он – рабом и узником. Его желание узнать, “для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы”, обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни побега – это для него вся жизнь.

Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины.

И поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши.

О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в “чудный мир тревог и битв”. Он убежден, что мог бы быть “в краю отцов не из последних удальцов”.

Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он – воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: “Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда”. Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит.

Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполнило его сердце мужеством. Бесстрашие и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляются в битве с барсом.

Герой не боится смерти, потому что знает: в монастыре его ждут лишь прежние страдания.

Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбия. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы “рай и вечность променял” за несколько минут жизни среди близких.

Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно “спорил с судьбой” Но побежденный, Мцыри духовно не сломлен.

Презирая свое окружение, Мцыри чувствует родство лишь с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным тепличным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он просыпается вместе с цветами. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен.

Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи.

Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма. Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою душу в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм.

Однако Лермонтов, создавший “Мцыри” в те годы, когда создавался и реалистический роман “Герой нашего времени”, вносит в свое произведение такие черты, которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев “Исповеди” и “Боярина Орши” остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры, то строки о несчастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтических поэм, связана со стремлением полнее раскрыть – “рассказать душу” героя.

Подобный психологизм, детализация переживаний естественны для поэта, который параллельно создавал социально-психологический роман.

Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления (“Однажды русский генерал…”).

Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина и поэтов-декабристов и вместе с тем как новое звено в цепи развития национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную литературу свой, “лермонтовский элемент”. Сжато поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в качестве первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал “самобытную живую мысль”: “Все дышит самобытною и творческою мыслью”.

Так, гений поэта внес в “чудный мир” романтизма реалистические элементы – и возникло совершенно оригинальное произведение, бессмертная поэма “Мцыри”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Тот чудный мир тревог и битв” (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”)