“Тот чудный мир тревог и битв” (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”)
Заметное место в художественном наследии Лермонтова занимает поэма “Мцыри” – плод деятельной и напряженной творческой работы автора. В воображении поэта давно возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем – старшим монахом. В поэме “Исповедь” (1830 год, действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов.
Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может
Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от мертвого от него все отвернутся.
В поэме “Мцыри” Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в “Исповеди” и “Беглеце”.
Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов-декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но “пламенную страсть” сливается у героя любовь к отчизне и жажда воли.
Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими – стены, трусливыми и жалкими – стражи-монахи, сам он – рабом и узником. Его желание узнать, “для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы”, обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни побега – это для него вся жизнь.
Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины.
И поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши.
О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в “чудный мир тревог и битв”. Он убежден, что мог бы быть “в краю отцов не из последних удальцов”.
Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он – воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: “Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда”. Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит.
Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполнило его сердце мужеством. Бесстрашие и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляются в битве с барсом.
Герой не боится смерти, потому что знает: в монастыре его ждут лишь прежние страдания.
Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбия. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы “рай и вечность променял” за несколько минут жизни среди близких.
Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно “спорил с судьбой” Но побежденный, Мцыри духовно не сломлен.
Презирая свое окружение, Мцыри чувствует родство лишь с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным тепличным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он просыпается вместе с цветами. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен.
Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи.
Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма. Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою душу в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм.
Однако Лермонтов, создавший “Мцыри” в те годы, когда создавался и реалистический роман “Герой нашего времени”, вносит в свое произведение такие черты, которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев “Исповеди” и “Боярина Орши” остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры, то строки о несчастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтических поэм, связана со стремлением полнее раскрыть – “рассказать душу” героя.
Подобный психологизм, детализация переживаний естественны для поэта, который параллельно создавал социально-психологический роман.
Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления (“Однажды русский генерал…”).
Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина и поэтов-декабристов и вместе с тем как новое звено в цепи развития национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную литературу свой, “лермонтовский элемент”. Сжато поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в качестве первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал “самобытную живую мысль”: “Все дышит самобытною и творческою мыслью”.
Так, гений поэта внес в “чудный мир” романтизма реалистические элементы – и возникло совершенно оригинальное произведение, бессмертная поэма “Мцыри”.