Тема урока – Образ отца в художественных произведениях



Цель урока

Осознание учащимися роли отца в воспитании сыновей.

Материал для чтения

1.В. К. Железников “Солдат на посту”. 2. Н. А. Некрасов “Крестьянские дети”.

Оборудование урока

Портрет Н. А. Некрасова.

1. Вступительное слово учителя

Учитель. Мы продолжаем читать рассказы и стихи о самых родных людях – о мамах и папах. Мы уже говорили о том, какое важное место они занимают в жизни своих детей, особенно мамы.

А сегодня мы поговорим о папах. Отец занимает особое место в семье: он мужчина, поэтому он бывает строже,

чем мама, но он – опора семьи, ее защитник. Да и методы его воспитания намного серьезнее и жестче, особенно по отношению к мальчикам, своим сыновьям.

Однако рядом с такими отцами вырастают сыновья – настоящие мужчины: мужественные, выносливые, трудолюбивые, честные, которые, когда вырастут, будут такими же защитниками своей семьи.

Сегодня мы будем читать рассказ Владимира Карповича Железникова “Солдат на посту”. Как вы думаете, судя по заглавию, о чем пойдет речь в этом тексте?

Дети. – Я думаю, что в нем пойдет речь о воинах.

О солдатской службе.

А может быть, о войне.

Учитель.

Сейчас прочитаем, так ли это. Но вначале поработаем над словарем к этому тексту.

(Проводится работа по разделу “Предварительное чтение”.)

2. Самостоятельное чтение текста учащимися

(Дети читают текст, а затем обмениваются впечатлениями от рассказа по вопросам учителя:

Как вы поняли смысл названия рассказа?

Что вам показалось странным и неожиданным в этом рассказе?

Как вы оцениваете такое отношение отца к сыну? Вы считаете его правильным или нет?)

3. Выборочное чтение рассказа

Учитель. Давайте еще раз обратимся к тексту, чтобы понять, правильно ли вы ответили на последний вопрос. Найдите в рассказе строчки, в которых автор рассказывает о строгом обращении отца с сыном, пятилетним мальчиком.

(Ребята находят в тексте и зачитывают следующие строчки:

“Мужчина стащил его с сиденья и попытался поставить на ноги”.

“…Тогда мужчина взял двумя пальцами за кончик его носа и подергал”.

“…Ты должен меня караулить…”

“Будешь стоять, как солдат на посту”.

“Тебе можно доверить?”)

Учитель. А теперь найдите в тексте слова, в которых говорится, как автор относится к таким действиям отца: оправдывает он его или осуждает?

(Ребята находят в тексте:

“…Мужчина возвращался после работы…”

“Может быть, он был машинист электровоза и только сейчас привел какойнибудь поезд издалека”.

“Он очень устал…”

“Я не спал сутки – целую ночь и целый день. У нас прорвало паровой котел, и я его чинил, чтобы люди вовремя получили теплую воду. А теперь я хочу спать”.

Ученики приходят к выводу, что автор оправдывает отца и его строгое обращение с малолетним сыном.)

Учитель. А теперь прочитаем, как сын нес свою службу: оправдал он доверие отца?

(Ребята читают:

“А мальчишка пялил глаза, тер нос, иногда на какуюто секунду прикрывал глаза, виновато улыбался и снова начинал изо всех сил пялить”.

“Он не мог изменить своему слову”.

“Он был как солдат на посту”.

Учитель. А как вы объясните смысл последнего предложения?

Дети. – Солдат на посту должен нести верную службу.

Солдат верен своему слову, присяге.

Он не может уйти с поста самовольно.

Солдат не имеет права уснуть на посту.

4. Работа над главной мыслью рассказа

Учитель. А как вы думаете, зачем автор, рассказывая нам о таком строгом воспитании человека, назвал эту историю “военными” словами: “Солдат на посту”? Что он хотел этим сказать?

Дети. – Наверное, то, что только так надо воспитывать настоящих воинов.

И то, что будущий солдат должен расти сильным и выносливым.

А еще автор хотел сказать, что выросший в нежности и заботе человек не может стать настоящим стойким солдатом.

И что будущих защитников Родины надо воспитывать с детства.

Учитель. Вот видите, какую мудрую мысль автора вы сумели разгадать благодаря такому названию рассказа.

Автор художественного произведения всегда много думает над названием и старается в нем выразить свою главную мысль.

Поэтому, прочитав произведение, вернитесь к его названию, подумайте над ним, и вы поймете, зачем автор написал его.

5. Подготовительная работа к чтению стихотворения Н. А. Некрасова “Крестьянские дети”

Учитель. Дома вы прочитаете отрывок из стихотворения Николая Алексеевича Некрасова “Крестьянские дети” и подумаете, почему его поместили после рассказа Владимира Карповича Железникова “Солдат на посту”.

(Далее проводится работа по разделу “Предварительное чтение”.)


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема урока – Образ отца в художественных произведениях