Системный анализ и ТРИЗ в школьной программе — когда и как. Опыт российских коллег. Проблема интенсификации обучения

Объем знаний в мире стремительно увеличивается. Соответственно, увеличивается объем информации, которую человек должен освоить в школе. Сегодня массовая школа пытается решить эту проблему экстенсивным путем: увеличивается количество уроков (современный школьный дневник рассчитан уже не на 6 уроков в день, как это было в наше время, а на 8), удлиняется время обучения за счет перевода начальной школы на четырехлетку, обсуждается возможность двенадцатилетнего среднего образования.

Очевидно, что путь этот — тупиковый. Он дает отсрочку,

но не приводит к решению проблемы. Количество знаний в мире удваивается уже каждые 2 года. Пока сегодняшние первоклашки добредут до последнего класса, знаний станет больше в 32 раза.

Это — объективный процесс. Бесконечное развитие науки потребует бесконечного времени обучения. Решение может быть найдено только на пути интенсификации обучения.

Следует не увеличивать продолжительность обучения, а научиться за то же время осваивать больший объем знаний. Для этого необходимо ввести в школьную программу: изучение логики; изучение основ системного анализа, умения систематизировать информацию как в рамках

одной дисциплины, так и между разными дисциплинами; освоение элементов Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Надо отметить, что Перми в этом отношении изрядно повезло. Разработаны и прошли достаточно долгую апробацию соответствующие методики, готовы пособия для учителя и рабочие тетради для ученика. Разумеется, работы в этом направлении необходимо не просто продолжать, а интенсифицировать (в перспективе курс должен стать сквозным с 1-го по 11-ый класс).

Но имеющегося задела уже достаточно, для того чтобы можно было предложить его для широкого внедрения. Речь идет о курсе «ТРИЗ + системология» для начальной школы. Предлагаемые методики отрабатывались от 7-ми до 3-х лет в нескольких школах города в классах разного уровня, начиная с гимназических и кончая классами выравнивания.

Они годятся для работы с 1-го по 5-й класс. Для более старшего возраста сохраняется актуальность содержания, но нужна иная форма изложения материала. До сих пор разработка курса велась в рамках работ по Пермской версии сквозного курса информатики.

Важно понимать, что главное — это не и нажатие кнопок, а умение грамотно организовать обработку информации. Нажимать кнопки современные Дети все равно научатся. Но научатся ли они мыслить? В конце концов, все мы хотим, чтобы наши дети научились водить автомобиль.

Означает ли это, что всех первоклассников поголовно надо сажать на карты? Почему-то мы этого не делаем. Так же и с компьютером.

Не беда, если ребенок сядет за него не в первом классе, а в пятом. В свое время одному из создателей первого массового персонального компьютера «Apple» (не помню, Возняку или Джобсу) предложили сравнить персоналку с автомобилем. Он ответил: «Нет.

Персоналка — это не автомобиль. Это велосипед. Автомобиль везет всех.

А велосипед только тех, кто умет на нем ездить». В отношении обработки информации ПК+Интернет — не слагаемое, а масштабный множитель. Если человек умеет грамотно организовать работу с информацией, то компьютер может многократно усилить эти его умения. Но если человек работать с информацией не умеет, никакой Интернет его не спасет.

Нуль на что не умножь, все равно получишь нуль. До сих пор мне, в основном, удавалось убедить родителей в необходимости различать информатику и нажимание кнопок.

Содержание предлагаемого курса: Элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ): освоение основ диалектического мышления и методов активизации творческого процесса.

Словари, каталоги, организация текста. Лексикографический Порядок. Работа со словарем (многоуровневая индексация, блочный поиск, структура словарной статьи, вспомогательная информация в словаре).

Каталоги. Оглавления, указатели, примечания и сноски. Наиболее часто употребляемые инструменты структурирования информации: таблицы, диаграммы, карты, графы.

Таблицы. Правила оформления таблиц. Типизация таблиц по их содержанию («объекты-свойства», «объекты-объекты», «объекты-свойства-объекты» и т. д.).

Определение структуры таблицы по ее типу. Правила распознавания и построения таблиц разных типов. Диаграммы. Основные типы диаграмм.

Их назначение (прагматика). Правила построения. Карты. Использование всевозможных указателей и координатной сетки.

Графы. Использование графов для представления информации о составе объектов, подчиненности, наследовании, связях между объектами и действиями и пр. Элементы системного анализа. Понятие системы, системный эффект, его исчезновения при разрушении системы.

Методика научного исследования: сбор фактов — гипотеза — проверка. Всеобщая системность мира. Введение в логику и принятие решений. Таблицы решений.

Карты с краевой перфорацией. Выбор карточек по сложным условиям. Принятие решений за счет оптимальной организации информации (логические квадраты, диаграммы Венна, графы и пр.).

Сравнение альтернатив при наличии противоречивых требований. В настоящее время готовы методические материалы (книги для учителя, тетради для ученика, задачники) по модулям «ТРИЗ», «Словари, каталоги, организация текста», «Таблицы», «Диаграммы», «Системология».

Этапы развития школьной информатики: алгоритмика — компьютерика — информациология — системология — ТРИЗ.

Давайте посмотрим на то, как изменялась школьная информатика за полтора десятка лет своего существования. Чрезвычайно высокая скорость развития делает ее крайне интересным предметом изучения. То, на что другим наукам требуются века, информатика проскакивает за годы, максимум — за пару десятилетий. Школьная информатика не копирует шаги своей «взрослой» напарницы, но развивается не менее быстро.

Если посмотреть на нее с точки зрения основных задач, которые ставились перед курсом в каждый момент времени, можно увидеть (и предвидеть) 5 этапов развития школьной информатики (по принципу «позавчера — вчера — сегодня — завтра — послезавтра»): Информатика — алгоритмика. В 1985 г. школьная информатика родилась под лозунгом «Программирование — вторая грамотность» и была сосредоточена на знакомстве с компьютером, развитии алгоритмического мышления, знакомстве с основами программирования. Информатика — компьютерика. Переход на этот этап произошел в начале 90-х.

На первое место выдвинулись вопросы подготовки квалифицированного пользователя, использования компьютера в повседневной деятельности. Информатика — информациология. Это — сегодняшний день школьной информатики, по крайней мере ее Пермской версии. Основное направление этого этапа: фундаментализация курса.

Мы, наконец-то, вспомнили, что слово «информатика» происходит не от слов «алгоритм» и «компьютер», а от слова «информация». Понятие информации в реальности становится центральным понятие курса. Информатика — системология. Следующий наступающий этап.

Необходимость его осознается все большим числом специалистов. Главным моментом этого этапа будет расширение курса за счет включения в него понятия системы, элементов системного анализа, методов принятия решений и т. п. Необходимость изучения в школе основ системного анализа назрела давно, но в нынешнюю школьную программу он не укладывается. Современное школьное образование построено по дисциплинарному принципу, а система — понятие междисциплинарное.

Для любого школьного предмета оно интересно и полезно, но ни к одному из них не относится. Включить изучение основ системного анализа удобней всего именно в курс информатики, поскольку изучение любой системы — есть построение некоторой ее информационной модели. А информационными моделями занимается именно информатика.

Информатика — изобретательство, информатика — ТРИЗ.

Источник:


Системный анализ и ТРИЗ в школьной программе — когда и как. Опыт российских коллег. Проблема интенсификации обучения