Сатирическая линия поэмы В. Маяковского “Хорошо”. Краткое изложение текста
Поэма Маяковского “Хорошо!” посвящена подготовке и проведению Октябрьской революции, а также ее последующим достижениям. Поэма “Хорошо!” является произведением героическим, но важное место в ней заняла сатира. Маяковский сам оговаривает задачу своей поэмы:
С этою
книгою побыв,
из квартирного
мирка
шел опять
на плечах
пулеметной пальбы,
как штыком,
строкой
просверкав.
Слово “штык” не случайно возникает во вступлении к поэме. В намерение автора входит приравнять перо именно к штыку. И Маяковскому
Так, передавая отдельные реплики фронтовиков, поэт рисует политиков Временного правительства как откровенных болтунов, обманывающих свой народ. Пудовые гири, висящие на шее народа – такое сравнение использует Маяковский, говоря о временщиках:
На шее
кучей
Гучковы,
черти,
Мать их за ноги!
Министры,
Родзянки…
Возглавляет “тюрьму-решето” Керенский. Самая характерная черта этого политика – склонность к политической демагогии и болтовне (“болтает сорокой радостной”). Для того, чтобы создать сатирический портрет премьера, поэт использует прием
Ее участниками являются “адъютантик, радостно щебечущий по поводу премьера, восторженные дамы и “дети-пузанчики”, которые “кидают цветы и розанчики”, чтобы украсить дорогу главному действующему лицу спектакля.
А вот и он:
В аплодисментном
плеске
премьер
проплывает
над
Невским.
Таков Керенский перед толпой. Совершенно иным он предстает тогда, когда в него пристально вглядывается Маяковский. Теперь он оказывается “вертлявым пострелом”, раскинувшимся на кровати царицы с характерной бесцеремонностью, либо авантюристом-правителем, который “сам себя уверенно и быстро назначает – то военным, то юстиции, то каким-нибудь еще министром”.
Перо Маяковского-сатирика беспощадно: Керенский подвергнут осмеянию за жестокость по отношению к участникам аграрных беспорядков, за предательство дела революции.
Интересно описание внешности Керенского. Поэт наделяет его “бонапартьими” глазами и рассказывает о нем стихами, воспроизводящими ритмику стихотворения Лермонтова “Воздушный корабль”. Стихотворение это было в свое время посвящено Наполеону.
Таким образом у читателя закрепляется связь образа Керенского с образом Наполеона, душителя французской революции. Концовка главы говорит об обреченности Временного правительства:
Пришит к истории,
пронумерован
и скреплен,
и его
рисуют –
и Бродский, и Репин.
Сказано метко и хлестко. В четвертой главе поэмы нарисованы те лидеры партий, которые поддерживали Керенского и были очарованы им, – П. Милюков и Е. Кускова. Маяковский создает комедийную ситуацию: Кускова влюблена в Керенского. Забавность происходящего состоит в том, что влюбленной является почтенная старушка с пожелтевшими волосами.
Более того, поэт представляет дело так, будто на наших глазах происходит признание новоявленной Татьяны необычной няне, которой на этот раз оказывается усатый профессор. В итоге рождается литературная пародия на сцену из романа Пушкина “Евгений Онегин”, для чего использован и аналогичный размер стиха. Прием этот у Маяковского выполняет сатирическую задачу.
Образующийся таким забавным способом союз всех сил, которые поддерживали Временное правительство в его борьбе с революцией, поистине смешон.
Вот некоторые формы сатиры, которые использовал Маяковский в своей поэме “Хорошо!”. Она стоит в одном ряду с такими злободневными произведениями автора, как “Стихи о красной шапочке”, “Окна РОСТА”, “О дряни”, “Прозаседавшиеся”, разоблачающими истинных врагов молодой советской республики.
‹ Реферат про Вл. Маяковского. Лирика гражданская и любовная Вверх Стихотворения Маяковского ›
В. В. Маяковский Рефераты и Сочинения Керенский Керенского Маяковский Поэт